Как открыть бизнес по прокату автомобилей?

В России ежегодно рынок по сдаче машин в прокат растёт на 19%. Денежный оборот ежемесячно составляет $2 500 000, а ежегодно – $40 000 000. Эти данные более низкие, нежели в развитых странах, поэтому данный рынок нуждается в развитии. Как же организовать свою прокатную компанию, правильно распределить затраты и выйти в плюс, разберёмся далее.

Перспективы рынка

Прокат авто как бизнес в нашей стране – это развивающаяся ниша. Если в Европе машины в большей степени арендуют туристы, но в России прокат чаще берут на праздничные мероприятия, например, на свадьбы. Практически 2/3 всего прокатного рынка приходит на Москву и Санкт-Петербург.

По статистическим данным, в России в прокате находится около 40 тыс. машин, а в Европе – более 2 млн единиц.

Развитие прокатного рынка напрямую связно с развитием внутреннего туризма. В связи с этими более перспективными для открытия такого бизнеса являются следующие регионы:

  • Краснодарский край;
  • республика Крым;
  • Иркутская область (озеро Байкал);
  • Ленинградская область;
  • Московская область, республика Алтай.

Прокат авто

Выбор формы бизнеса и анализ рынка

Существует три способа открыть прокат автомобилей:

  • подписать франчайзинговый договор или стать представителем западной компании;
  • организовать прокат при крупном дилерском центре;
  • создать свою фирму с нуля.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно проанализировать рынок региона или города, изучить спрос и предложение. На текущий момент данная ниша молодая, поэтому рынок достаточно свободен, но могут возникнуть сложности с поиском хороших специалистов.

Чтобы облегчить открытие бизнеса, можно воспользоваться франчайзингом, но в этом случае нужно найти больший стартовый капитал. Для минимизации расходов бизнес стоит открыть с нуля, но в этом случае требуется приложить больше усилий на его организацию и продвижение.

Регистрация бизнеса

Чтобы легализировать бизнес, требуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). Если планируется открыть небольшой автопарк, где будет работать лишь несколько сотрудников, подходящая форма – ИП. В этом случае процесс регистрации в налоговой службе значительно упростится, а в дальнейшем не придётся вести бухгалтерский учёт и следовать порядку ведения кассовых операций. Если же планируется открыть большой автопарк, а в будущем расширить своё дело, следует зарегистрироваться в качестве ООО.

Что выгоднее оформить ИП или ООО – расскажет эта статья.

Что касается налогообложения, то можно выбрать одну из следующих трёх форм:

  • УСН 6%. Подходит, если планируется купить автомобили по договору купли-продажи. В этом случае придётся платить налог на схеме 6% с прибыли.
  • УСН 15%. Если машины взяты в лизинг, это более приемлемая форма, поскольку лизинговые платежи сокращают налоговую базу. Так, потребуется платить 15% с разницы между прибылью и расходами.
  • Патентная система. В этом случае предполагается покупка патента. Его цена устанавливается в каждом регионе отдельно.

Что касается кода ОКВЭД, хорошо подходит 71.1 «Аренда легковых автомобилей».

Выбор автомобилей, стоимость проката и страхование

Для нового автопарка рекомендуется выбрать марки автомобилей разной конфигурации – от эконом-класса до элитных. В общей сложности достаточно приобрести 10 машин. Стоимость проката в сутки зависит от класса автомобиля, её технических характеристик и типа трансмиссии. Вот приблизительный прайс-лист (цена указана за сутки):

  • Chevrolet Cruze — 2800 рублей;
  • Peugeot 408 — 2800 рублей;
  • Nissan Almera (АКПП) — 2800 рублей;
  • LADA Largus — 2200 рублей;
  • Lifan Solano — 1700 рублей;
  • Chevrolet Lanos — 1700 рублей;
  • Renault Logan — 1500 рублей;
  • Daewoo Nexia — 1300 рублей;
  • Chevrolet Lanos — 1300 рублей;
  • Lada Granta — 1200 рублей.

Минимальный срок проката автомобиля – 24 часа, а общий тариф пробега за сутки – 600 км. Всё, что выше, требует дополнительной оплаты.

Включить в число автомобилей для проката стоит также Лимузин. Это машина люкс-класса, которую можно сдавать в прокат почасово. Как правило, такое авто арендуется для различных праздников, особенно свадебных торжеств. Потенциальными клиентами также являются иностранные туристы или гости города. Как правило, они арендуют авто с водителем. Средняя цена Лимузина – $60 в час.

Прокат лимузина

В целом на стоимость проката влияют различные факторы. Прежде всего, следует исходить из таких моментов:

  • цена самого автомобиля;
  • стоимость страховки;
  • налоговые сборы;
  • способ приобретения автомобиля (был выкуплен полностью или взят в кредит/лизинг).

Чтобы защитить автомобили от угона и ущерба, их нужно застраховать по КАСКО. Конечно, это в интересах самого предпринимателя. Стоит обратиться в надёжные и известные страховые агентства, поскольку в данном вопросе экономия неуместна. Можно также воспользоваться страхованием гражданской ответственности, но тут следует учесть, что большое число работников – этот тот фактор, который будет влиять на цену вопроса.

Аренда автостоянки и офисного помещения

Если компания небольшая и владеет десятью автомобилями, при этом хотя бы половина из них находится в разъездах, стоит держать свободные машины на открытой автостоянке у большого офисного здания или торгового центра. Стоит проследить за тем, чтобы неподалеку был расположен железнодорожный вокзал или автовокзал, поскольку потенциальные клиенты могут приезжать из других городов. Ещё один возможный вариант – аренда мест для авто на платной перехватывающей парковке.

Вне зависимости от типа прокатных машин, для грамотного управления бизнесом потребуется офисное помещение, где будут вестись первоначальные переговоры с клиентами и заключаться с ними договора. Так, стоит арендовать офис в удобной местности с парковочной зоной. Он может быть небольшим – около 15 кв. м. Этого достаточно, чтобы разместить одного менеджера, который и будет отвечать за заключение договоров. Размер арендной платы зависит от конкретного региона.

Поиск персонала

Штат работников зависит от того, какой режим работы будет иметь фирма, и сколько машин стоит в автопарке. При круглосуточном режиме работы, то есть 24/7, требуется следующий штат:

  • 2 диспетчера, которые будут работать посменно;
  • 4 мастера по ремонту, которые будут следить за состоянием автопарка, а также заниматься выдачей автомобилей;

К тому же стоит взять на работу 1-2 шофёров. Они будут работать по 8 часов, а если же клиент пожелает выйти за данные рамки, то оплату следует увеличить. Брать на работу стоит водителей со стажем не менее 4 лет, причём они не должны быть младше 24 лет. Дело в том, что более молодые и неопытные водители чаще опасны для прокатных машин, поскольку любят ездить быстро, нарушать правила дорожного движения и т. п.

Не менее важно проследить за тем, чтобы водитель имел такие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • пенсионное страховое свидетельство;
  • медицинская справка.

Если компании невыгодно держать штатных водителей, к их услугам можно прибегать по необходимости. Когда же компания начнёт приносить прибыль, на 10 машин можно нанять одного штатного водителя.

Анализ потенциальных клиентов

Прокат авто – не самая доступная услуга, поэтому потенциальными клиентами являются люди с высокими доходами. Как правило, к такой услуге прибегают следующие лица:

  • те, кто временно не может воспользоваться своим транспортом;
  • путешественники;
  • любители развлечений;
  • люди, которые нуждаются в кратковременной аренде машины, например, для какого-либо важного мероприятия;
  • крупные компании.

Прокат автомобиля

Чтобы привлечь больше потенциальных клиентов, стоит держать в своём автопарке автомобили разного класса – эконом, среднего и бизнес. Так, удастся привлечь клиентов разного сегмента, благодаря чему машины не будут простаивать на стоянке, а будут приносить прибыль.

Рекламная компания

После открытия своего бизнеса для привлечения клиентов потребуется грамотная рекламная компания. Прежде всего, стоит открыть свой сайт, где будут предложены все услуги. Желательно, чтобы клиенты имели возможность арендовать автомобиль дистанционно, то есть без посещения офиса.

Чтобы компания стала более раскрученной, следует сразу прибегнуть и к следующим типам рекламы:

  • дать объявление в местную газету, которую еженедельно разносят по почтовым ящикам;
  • оплатить ВИП-объявление с фотографией в издании «Из рук в руки» и на «Авито»;
  • зарегистрироваться на популярных местных «жёлтых страничках», поскольку они будут первыми выдаваться поисковиками при запросе «прокат авто в городе X»;
  • установить рекламный баннер в автопарке, где стоят машины, а также вблизи офиса;
  • раздавать визитки и буклеты потенциальным клиентам.

Не стоит игнорировать и более доступный вариант – размещение рекламы на автомобилях компании.

Полезные советы

Чтобы компания по прокату автомобилей приносила большую прибыль, во внимание стоит принять следующие рекомендации:

  • следует обслуживать иногородних клиентов, не опасаясь, что придётся искать машину в отдалённых регионах (законопослушный гражданин будет следовать условиям договора, а вот потенциальный правонарушитель не остановится даже перед вопросом регистрации);
  • если имеются свободные машины, их можно сдавать в аренду таксистам по повышенному тарифу, но следует заранее договориться о территориальном ограничении – авто должно эксплуатироваться только в одном регионе (если клиент заранее сообщает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то машину можно сдать в прокат без повышения расценок);
  • с каждого клиента удерживать около 5-10 тыс. рублей в качестве залога для компенсации мелких повреждений по вине водителя, а также уплаты возможных штрафов ГИБДД;
  • включить в договор пункт об уплате арендатором штрафов в течение 10 дней, иначе придётся уплатить неустойку в размере 300%;
  • автомобили можно предоставлять лицам, не достигшим 21 лет и с минимальным водительским стажем (менее 3-х лет), но если при этом клиент просит сдать машину без залога, то тариф стоит сразу же повысить на 20%.

Грамотно заключённый договор с клиентом позволит не переживать о штрафах, поскольку согласно Административному кодексу владелец автомобиля не несёт ответственности, если в момент нарушения правил дорожного движения за его рулём находилось иное лицо.

Расходы на открытие бизнеса

Для открытия бизнеса потребуется понести такие одноразовые расходы:

  • покупка автомобилей – 4 500 000 рублей;
  • обустройство офиса – 200 000 рублей;
  • страхование, покупка дополнительного оборудования и поставка авто на учёт ГИБДД – 650 000 рублей;
  • рекламная компания – 150 000 рублей;
  • регистрация бизнеса и прочие организационные расходы – 100 000 рублей;
  • резервный фонд – 300 000 рублей.

Общая сумма инвестиций на данном этапе составит 5 900 000.

Конечно, в бизнес-план также нужно включить ежемесячные расходы:

  • заработная плата сотрудникам – 90 000 рублей;
  • страховые отчисления в ФСС и ПФР – 30 000 рублей;
  • аренда помещения и стоянки – 25 000 рублей;
  • услуги бухгалтера – 7 000 рублей;
  • обслуживание автомобилей и их ремонт – 50 000 рублей;
  • поддержка рекламной компании – 25 000 рублей;
  • прочие затраты – 20 000 рублей.

Так, каждый месяц на поддержку деятельности компании потребуется выделять около 246 000 рублей. Если капитал на 40% будет сформирован из вложений учредителей, а 60% – из заёмных средств, каждый месяц также придётся платить процентную ставку по кредиту. Если он был взят под 15% годовых, то приблизительная сумма месячных платежей – 45 500 рублей. Так, в месяц придётся тратить около 292 500 рублей, а в год – 3 510 000 рублей. Схема затрат выглядит таким образом:

Схема затрат

Расчёт прибыли и рентабельность бизнеса

По предварительным расчётам, в высокий сезон (с мая по октябрь) одна машина в прокате будет работать по 25 суток каждый месяц, а в низкий сезон (с ноября по апрель) – по 16 суток. Так, при средней стоимости проката в 2000 рублей в сутки, ежемесячная прибыль в высокий сезон с 10 машин составит 500 000 рублей, а в низкий сезон – 320 000 рублей. Так, в год компания может зарабатывать около 4 920 000 рублей.

Чтобы определить валовую и чистую прибыли, стоит обратить внимание на следующие приблизительные данные (приводятся на 1 месяц):

  • выручка – 410 000 рублей;
  • затраты – 292 500 рублей;
  • валовая прибыль (доход до выплаты налогов) – 117 500 рублей;
  • налоги (УСН, 15% от прибыли) – 17 625 рублей;
  • чистая прибыль – 99 875 рублей.

С учётом того, что чистая прибыль компании в месяц составит около 100 000 рублей, рентабельность бизнеса – 34%. Чтобы полностью покрыть свои расходы, в том числе на раскрутку компании, потребуется не менее 60-65 месяцев (5 лет).

Если ещё 10 лет назад россияне и не могли предположить, что могут арендовать машину, то в наше время это услуга стала относительно доступной, хотя и рынок пока достаточно свободен, особенно сравнительно с европейским сегментом. Так, можно успешно открыть компанию и завоевать ещё свободную нишу, но поскольку бизнес требует больших вложений, к составлению бизнес-плана стоит подойти с особым усердием.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *