Закрытие ООО — как провести ликвидацию?

В ходе работы предприятия рано или поздно может возникнуть потребность в его ликвидации. Причин масса – нерентабельность бизнеса, достижение поставленных целей, долги, простой предприятия. Существуют разные способы ликвидации, каждый из которых предполагает свои особенности.

Причины ликвидации ООО

Официальная ликвидация может быть добровольной, то есть само предприятие принимает такое решение. Причинами этого могут стать:

  1. Потеря интереса собственников в деятельности компании. Зачастую,объявляется невозможностью продажи бизнеса;
  2. Отсутствие прибыли или низкая рентабельность;
  3. Истек срок работы предприятия, который указывался в официальных документах;
  4. Достижение поставленных при создании целей;
  5. Неблагоприятное состояние активов.

Решение о ликвидации могут принять не только учредители, но и внешние инициаторы — регулирующие органы, ИФНС, антимонопольный орган, ЦБ РФ. Потребность в принудительной ликвидации возникает в случае:

  1. Деятельность компании осуществляется без разрешения или даже регистрации;
  2. Осуществление деятельности, которая находится под запретом согласно законодательству;
  3. Осуществление деятельности с грубыми или неоднократными нарушениями закона;
  4. Неуплата налогов в течение года.

Ликвидация предприятия

Какие шаги предпринять для ликвидации организации?

Далее будут описаны шаги по ликвидации организации, которые также проводятся в случае ООО при отсутствии деятельности.

Провести собрание учредителей

На собрании решают вопрос о ликвидации ООО, а также назначают ликвидатора или утверждают состав комиссии. Выбранное лицо или лица будут руководить компанией на протяжении всего срока ликвидации, осуществляя все необходимые для закрытия предприятия процедуры.

В ходе собрания составляется протокол, в котором указывается положение о ликвидации, перечисляется ликвидационный состав. В документе также фиксируются паспортные данные ответственных лиц. В ее состав могут входить как учредители, так и сотрудники организации. Данная бумага потребуется в дальнейшем при подаче заявления на ликвидацию.

Документ о формировании ликвидационной комиссии

При наличии одного учредителя собрание не проводится, а вместо протокола составляется решение единственного учредителя.

Подать бумаги в Федеральную налоговую службу

В течение 3 дней после проведения собрания и составления бумаги необходимо сообщить о своем решении в регистрирующий орган. Для этого подаются документы, заверенные у нотариуса:

  • Протокол проведенного собрания учредителей;
  • Заявление, оформленное по форме Р15001.

 

Уведомление о ликвидации

Нет необходимости ставить в известность о закрытии организации фонды ФСС и ПФР, поскольку это обязан делать ЕГРЮЛ согласно п. 3 ст. 28 ФЗ №212.

Опубликоваться в «Вестнике»

Кредиторов, причем реальных и потенциальных, необходимо поставить в известность о том, что предприятие закрывается. Производится это путем публикации объявления о ликвидации предприятия в «Вестнике государственной регистрации». Для публикации в редакцию предоставляются:

  • Бланк-заявка на публикацию в 2-х экземплярах;
  • Сопроводительное письмо в 2-х экземплярах;
  • Протокол собрания или решение единственного учредителя о ликвидации;
  • Квитанция об оплате печати объявления;
  • Текст объявления.

Текст объявления содержит основные сведения о компании: ее название, ОГРН и ИНН, КПП, адрес регистрации, контактные данные. Кроме того указываются реквизиты документа, в котором зафиксировано решение о ликвидации.

Уведомить кредиторов о решении

Для этого каждому кредитору адресуется заказное письмо или письмо с курьером. В нем уведомляется о закрытии фирмы, сроках подачи заявлений на погашение долга, сроки выплат долговых обязательств. При этом важно иметь на руках доказательство, что письмо было действительно отправлено и получено. В дальнейшем это может послужить весомым аргументом, если кредиторы вдруг подадут в суд за сокрытие сведений о ликвидации предприятия.

Пройти аудит налоговой инспекции

В статье 89 НК РФ указано, что при закрытии предприятия налоговая инспекция должна провести проверку. Проводится она непосредственно перед составлением и оформлением бухгалтером или ответственными лицами промежуточного баланса. В связи с этим, необходимо сверить все расчеты, проверить, были ли поданы в налоговую инспекцию декларации и отчеты. При наличии документарных или денежных долгов компания не может быть ликвидирована.

Как правило, налоговая инспекция в случае отсутствия задолженностей или нулевого баланса не проводится.

Составить промежуточный баланс

Цель данного действия – определить финансовое состояние компании на момент ликвидации. Исходя из полученных сведений, учредители могут принять решение о том, достаточно ли на их счетах средств для погашений всех задолженностей. Для утверждения баланса необходимо подготовить пакет, состоящий из следующих документов:

  • Решение об утверждении размера промежуточного баланса;
  • Справка формата Р15001, заверенная нотариально;
  • Данные о составленном балансе;
  • Копия публикации объявления в «Вестнике».

Лучше всего поручить составление баланса бухгалтеру, который сможет не только объективно оценить стоимость имущества, но и грамотно оформить всю необходимую финансовую документацию.

Данный пакет следует подавать не ранее чем через 2 месяца после подачи и публикации объявления в «Вестнике».

Подать ликвидационный баланс

Необходимо собрать и подать в регулирующий орган:

  • Решение, в котором был утвержден размер ликвидационного баланса;
  • Заявление Р16001, предварительно заверенное нотариусом;
  • Ликвидационный баланс предприятия, который был утвержден уполномоченной комиссией или лицом;
  • Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины за ликвидацию.

Визуализация процесса ликвидации предприятия выглядит следующим образом:

Процесс ликвидации предприятия

По завершению всех этапов ООО будет ликвидировано, а данные о нем вычеркнуты из реестров налоговой инспекции и ЕГРЮЛ.

Погашение долгов при ликвидации ООО

Долги, которое имеет предприятие, погашаются после того, как утверждается промежуточный баланс. При этом погашение происходит последовательно:

  1. Гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за нанесение морального урона или вреда жизни и здоровью. Погашение долга производится только в том случае, если данные граждане имеются;
  2. Сотрудникам по трудовому договору.

Утвердив промежуточный баланс, спустя один месяц нужно приступить к пошаговому погашению долгов:

  1. По налогам и страховым взносам в фонды;
  2. Оплата штрафов и пени;
  3. Выплата сумм по оставшимся долгам.

В случае нехватки денежных средств, ликвидационная комиссия будет вынуждена продать имущество организации на торгах. Имущество выставляется на торги в следующем порядке:

  1. Имущество, не участвующее в производстве: ценные бумаги, транспорт;
  2. Готовая продукция;
  3. Недвижимость, сырье и оборудование.

Полученные в ходе торгов средства также облагаются налогом. После поступления средств на баланс предприятия, организация обязана погасить имеющиеся долги.

В случае если выручка от продажи имущества не покрывает долги компании, открывается процедура банкротства.

Ликвидация ООО

Дополнительные действия

Кроме основных действий по закрытию, в обязательном порядке также проводятся следующие шаги:

  • Закрытие расчетного счета в банке;
  • Уничтожение печати;
  • Передача документов в архив;
  • Увольнение работников организации.

Увольнение работников

Согласно Трудовому Кодексу РФ при ликвидации все сотрудники, вне зависимости от того, работают они или же находятся в декрете, должны быть уволены с соблюдением таких правил:

  1. Все сотрудники должны быть уведомлены за 2 месяца. Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых находится у работодателя, а второй – у работника. Сотрудник увольняется только после того, как будет пройдено 2 месяца с момента подачи уведомления.
  2. Происходит выплата заработной платы, компенсации за отпуск и выходного пособия, равного среднемесячному окладу.

В случае если предприятие имеет долги, в первую очередь, согласно статье 64 ГК РФ, оно обязано выплатить зарплату работникам, а затем рассчитаться с кредиторами.

Уведомление об увольнении сотрудников также предоставляется в Службу занятости. Но при этом указывается должность работника, его профессия или специальность, условия оплаты труда. Предоставляются эти данные за 2 месяца до увольнения сотрудников. Если количество сотрудников более 15, то за 3 месяца.

Подробнее об увольнении сотрудников – читайте тут.

Стоимость и сроки

При ликвидации предприятия необходимо рассчитывать на такие расходы:

  1. Оплата госпошлины – 800 рублей;
  2. Услуги нотариуса – 3000-5000 рублей;
  3. Публикация в «Вестнике» – 2300 рублей;
  4. Расходы на услуги курьера, прочее – 1000-2000 рублей.

Сроки ликвидации колеблются от 4 до 1.5 лет в зависимости от размера компании (наличия филиалов), ее деятельности, имеющихся задолженностей.

Альтернативная ликвидация

Подразумевает прекращение деятельности предприятия, а также смене руководящих лиц. Она может быть осуществлена в таких случаях:

  • Если возникла необходимость в срочном закрытии предприятия;
  • У компании накопились долги по налогам, включая долги и штрафы, кредитные задолженности.

Альтернативная ликвидация предполагает одно из следующих действий:

Продажа ООО подставным лицам с целью избежать оплаты задолженностей является нарушением закона и карается в соответствии с ним.

Зачастую, при проведении альтернативной ликвидации не проводится проверка налоговой инспекции.

Ликвидация предприятия с нулевым балансом

Предприятиями с нулевым балансом считаются ООО те, которые:

  1. Не вели фактической деятельности;
  2. Имеют нулевой приход и расход, что отражено в налоговых декларациях, внутренней документации общества;
  3. Не имели какого-либо вида прибыли.

При отсутствии долгов, такое предприятия может быть ликвидировано в добровольном порядке. При наличии долгов необходимо заявить о его банкротстве.

Ликвидация ООО с долгами перед налоговой

Предприятия, которые имеют долги перед налоговой инспекцией, могут провести ликвидацию следующими способами:

  1. Добровольная ликвидация. В данном случае необходимо погасить все имеющиеся долги, как с помощью имеющихся на счету средств, так и с помощью имеющегося в распоряжении компании имущества;
  2. Принудительная ликвидация по решению суда. Долги погашаются за счет активов и уставного капитала;
  3. При отсутствии средств для погашения долгов налоговая инспекция вправе провести проверку и начать процедуру объявления банкротства предприятия.

Видео: Пошаговая инструкция ликвидации ООО

Ознакомьтесь с видео, в котором опытный юрист расскажет о порядке ликвидации предприятия, необходимых документах, а также разъяснит важные нюансы:

В зависимости от причин определяется тип ликвидации общества с ограниченно ответственностью. На общем собрании учредителей назначаются лица, ответственные за процедуру ликвидации, после чего назначенная комиссия проводит все необходимые шаги.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *