Продажа ООО иногда является одним из выходов из трудной жизненной ситуации (переезд в другой город, разорение, отсутствие желания вести бизнес дальше). Реализовать организацию можно не только, если ей владеет один человек, но и несколько. Однако в настоящее время немногие бизнесмены прибегают к такой услуге, так как процедура занимает длительное время.
Процедура продажи ООО
Процесс реализации ООО занимает немало времени, примерно от 1 до 3-4 месяцев. Процедура состоит из нескольких этапов:
- оценка компании с финансовой точки зрения;
- поиск компании – поддержки;
- поиск потенциальных покупателей ООО;
- подготовка необходимого пакета документов;
- перерегистрация организации.
Процедура реализации ООО осуществляется автономным способом и является наиболее подходящим вариантом для тех, у кого имеется в запасе много времени и нет денежных средств.
Реализовать организацию, можно разными способами:
- через Интернет;
- непосредственно на своем рабочем месте, если идёт сбыт организации работнику ООО;
- через консультантские бюро;
- на аукционах.
Покупателем организации может быть любое дееспособное лицо, достигшее совершеннолетнего возраста. Кроме этого учитываются ещё и финансовые возможности как ООО, так и покупателя. Покупателями организации могут стать:
- свои же сотрудники (директора, обычный рабочий класс);
- другая какая-либо компания или организация;
- партнёры по бизнесу;
- люди по знакомству;
- граждане, которые ранее не имели никакого отношения к данной фирме.
Какой необходимо собрать пакет документов?
В процессе реализации ООО другим юридическим или физическим лицам необходимо собрать документацию. Она потребуется для заключения соглашения о продаже и покупке организации. Документация должна быть заверена нотариально и подтверждена тем, что она совпадает с оригиналами.
Перечень документов:
- свод правил, регулирующих организацию и порядок ее деятельности;
- постановление об открытии ООО;
- соглашение на осуществление управленческой деятельности;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- справка из единого государственного реестра юридических лиц;
- документ о присуждении статистического кода для учёта работы в ООО;
- предписание о назначении на должность генерального директора;
- соглашение об открытии учётной записи для контролирования переводов и иных операций с денежными средствами организации;
- документ о налоговых отчислениях в органы медицинского страхования, пенсионного и т. д.;
- чек об оплате государственного сбора на осуществление своей деятельности;
- книгу регистрации всех руководителей и их подчинённых;
- документ с согласием всех сотрудников о продаже организации;
- согласие руководителей и их мужей/жён.
В случае если нет возможности заранее подписать документ о реализации организации, можно к нотариусу прийти вместе с законной супругой или супругом и уже там подписать все необходимые документы.
Как осуществляется продажа ООО с нулевым балансом?
Реализации компании с нулевым балансом допускается несколькими путями:
- Проведением альтернативной ликвидации ООО, которая будет подразумевать прекращение деятельности организации и освобождение или ограничение её от налогов и иных государственных выплат.
- Официальным закрытием ООО, при этом заплатив налоги и покрыв все государственные долги.
Альтернативная ликвидация ООО подразумевает рабочую компанию, поэтому закрыть её можно следующим образом:
- руководитель организации собирает всеобщее собрание;
- оформляет пакет документов (перечень приведен ниже) и подает в государственный орган, оплатив косвенный налог;
- заполняет бланки.
В результате ООО закрывается, и новые сведения заносятся в книгу для регистрации организаций.
Обязательно публикуются сведения о закрытии ООО, и составляется акт нулевого баланса.
Официальное закрытие организации предполагает несколько иной путь:
- реализация организации;
- преобразование ООО;
- переизбрание директора.
Реализация при нулевом балансе ООО такими способами может иметь свои минусы, которые заключаются в административной, уголовной и субсидиарной ответственности.
Как можно реализовать ООО с одним учредителем?
Продажа ООО с одним учредителем может быть осуществлена путём:
- заключения договора покупки и продажи;
- сделки по продаже недвижимого имущества в виде договоренности.
В случае заключения договора купли-продажи учредитель и покупатель в определённый срок обговаривают все детали (оплату, регистрацию, дату внесения первого взноса и т. д.).
Во втором случае подписываются договора на реализацию имущества с последующим оформлением соглашения о покупке и продаже ООО.
Физические лица отдают предпочтение первому пути реализации ООО, так как такой способ фактически предполагает смену одного учредителя другим. Кроме этого, происходит обновление и персонала – старые работники уходят, а новые приходят.
Как реализовать ООО с двумя учредителями?
В истории бизнеса существуют ситуации, когда приходится продавать уже устоявшийся, наработанный годами бизнес, который при этом имеет несколько руководящих лиц.
Перед тем, как приступить к поиску клиента, необходимо подготовить соответствующую документацию, так как соглашение о продаже и покупке ООО будет заключаться на основании пакета документов (что именно понадобится, описано ниже).
Вся документация должна быть заверена печатью, которая имеется в любой организации по закону. В ней содержится контактная информация компании.
Реализация ООО с двумя руководящими лицами происходит поэтапно:
- Подготовка приказов о назначении новых руководящих лиц на должность директора организации.
- Написание постановлений руководителям, которые пишутся на специальных бланках компании и заверяются нотариально.
- Подача заявлений сотрудниками организации на выход из состава ООО.
- Сбор соответствующей документации на новых руководителей и персонал и подача её в специализированный орган для занесения в книгу регистрации.
- Выдача документа о новых данных в течение 7-10 дней.
Реализовать готовый бизнес целиком всегда проще, чем заниматься распродажей долей, так как покупатели в таком случае находятся гораздо быстрее.
За сколько можно реализовать ООО?
Стоимость реализации организации зависит от многих факторов:
- наличия или отсутствия долгов по кредитам, налогам;
- сферы деятельности;
- диапазона её работы, т. е. сколько она просуществовала на рынке;
- суммы, которая была указана в своде правил, регулирующих деятельность организации;
- вида ООО (с одним руководителем, двумя или вообще с нулевым балансом);
- объёма организации.
Чаще всего реализуют ООО, которое проработало от 5 лет и выше, при этом не имело долгов, или они были чисто символическими. В таком случае стоимость её будет в диапазоне от 20 000 до 60 000 руб. – опять же в зависимости от вида деятельности.
ООО, прослужившее менее 5 лет, будет стоить от 10 000 руб. до 20 000 руб. В некоторых случаях устанавливают такую цену, которая была при покупке этой организации на момент регистрации её в специализированном органе.
Реализация ООО не может быть проведена без заключения соглашения о покупке и продаже организации и уплаты налога, взимаемого с физических и юридических лиц для разрешения ведения бизнеса. Стоимость его варьирует от 1 000 руб. до 17 000 руб.
В некоторых случаях, перед непосредственной реализацией ООО продавец приглашает экономиста для более точного оценивания своего бизнеса, который рассчитывает стоимость ООО по следующим параметрам:
- экономика местности;
- клиенты ООО;
- известность организации;
- доходы, спрогнозированные в будущем;
- состав руководителей и рабочего класса.
Необходимы ли услуги нотариуса при реализации ООО?
Обычно нотариальные услуги при реализации ООО необязательны. Они необходимы только в случае продажи организации посторонним лицам, так как следует подготовить немного другой пакет документов, заметно отличающийся от тех, которые нужны при реализации компании своим сотрудникам. Они имеют юридическую силу только в том случае, если заверены нотариально и имеют штамп организации. Кроме этого нотариус может понадобиться, если заключить соглашение о покупке и продаже организации.
Какие могут возникнуть сложности при купле-продаже?
Заключение соглашения о покупке и реализации ООО может сопровождаться некоторыми сложностями. Во-первых, бывают ситуации, когда заключение такого договора не позволяет сделать новую регистрацию организации с новым участником, что, в свою очередь, не позволяет вести бизнес.
Во-вторых, могут остаться долги от предыдущего собственника бизнеса (налоговые задолженности, невыполненные кредитные обязательства и т. д.), которые выплачивать придётся Вам. Поэтому следует вовремя выяснять историю ООО, которое Вы собираетесь приобретать.
Реализовать ООО можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами квалифицированного специалиста. Перед процедурой реализации организации необходимо подготовить требуемую документацию, оценить компанию с точки зрения финансовых возможностей и только тогда приступать к процедуре, так что не лишним будет все-таки проконсультироваться с юристом.