Российским Законодательством определено, что для регистрации ООО необходимо внести уставной капитал. Без этой процедуры Общество зарегистрировано не будет, но минимальная его сумма не так велика, чтобы казаться неподъемной даже для одного лица – 10 тыс. рублей. Еще проще ее разделить между несколькими соучредителями. Для чего же необходимо внесение уставного капитала, как он формируется, как его вносить, и какую структуру он имеет?
Для чего нужен уставной капитал ООО?
Необходимость его внесения обусловлена рядом факторов:
- Ввиду того, что такая норма прописана в Законодательстве, внесение уставного капитала является одной из гарантий тому, что деятельность Общества будет зарегистрирована согласно Закону.
- Этот взнос является для кредиторов гарантией того, что взятые учредителями ООО на себя обязательства будут выполнены перед первыми.
- Он становится одной из основ при определении долей учредителей в Обществе и голосов, которые им принадлежат при решении важных вопросов, связанных с деятельностью предприятия.
Доли каждого учредителя в уставном капитале, представляющем собой фонд предприятия, образующийся при его организации, необязательно должны быть равными. Вместе с тем, доля каждого участника должна быть определена, что, в первую очередь, необходимо ему самому для определения степени своего влияния в рамках деятельности предприятия.
Минимальный размер уставного капитала
Есть ряд родов деятельности, для которых сумма может отличаться, причем существенно.
Прежде всего, этот вопрос может регулироваться местными властями, но менее 10 тыс. рублей уставной капитал быть не может.
Кроме того, Законом предусмотрены следующие его суммы минимального размера для таких направлений деятельности:
- уставной капитал для страховых компаний, работающих в области медицинского страхования, составляет 60 млн. руб.;
- сумма для страховых компаний, ведущих свою деятельность не в области медицины, составляет 120 млн. руб.;
- для производителей спиртных напитков сумма уставного капитала составляет 80 млн. руб.;
- организаторы азартных игр должны вносить сумму в 100 млн. руб.;
- в зависимости от типа лицензии для небанковских организаций минимальный размер уставного капитала определяется в 90-180 млн. руб.;
- банковским организациям нужно вносить 300 млн. руб.
Эти суммы тоже могут быть иными в зависимости от местного законодательства, в том числе в сторону уменьшения.
Что касается максимального размера уставного капитала, его учредители Общества определяют на свое усмотрение и прописывают в Уставе.
Формирование уставного капитала ООО
Как правило, данные о нем содержатся в Уставе Общества. До 2014 года хотя бы половина нужной суммы должна была быть сформирована к моменту осуществления государственной регистрации предприятия. В 2017 же году в Законодательство были внесены правки, согласно которым оплата должна быть осуществлена в течение 4 месяцев после создания ООО.
Вносится нужная сумма в кассу Налоговой инспекции либо на накопительный счет. По окончании регистрации документов и их вручению учредителям предприятия она переводится на расчетный счет компании.
Если кто-либо из учредителей организации своевременно не внес свою долю, его могут постичь штрафные санкции при условии, что такие меры определены Уставом. Неоплаченная доля в таком случае может быть отнята у неплательщика путем отчуждения и разделена между другими учредителями. Один из вариантов – ее продажа третьим лицам.
Эти средства организация может применять в своих целях:
- оплата заработной платы сотрудникам;
- осуществление закупок для деятельности предприятия;
- оплата аренды помещения и т. д.
Внесение уставного капитала
Осуществляется процедура в строгом соответствии с Законом.
Ее можно проводить в нескольких видах:
- деньгами;
- посредством отчуждения имущества в счет уставного капитала;
- акциями, иными ценными бумагами.
Если говорить о внесении имущества, нужно учитывать несколько важных моментов:
- минимальный размер уставного капитала должен быть внесен деньгами;
- в процесс должен быть вовлечен независимый оценщик, который даст оценку вносимому имуществу;
- как только оно внесено, имущество сразу же может начать использоваться в деятельности предприятия.
Законом предусмотрен и такой способ внесения уставного капитала, как право на пользование каким-либо имуществом. Такой вариант считается не самым приемлемым, поскольку данные права очень легко оспариваются, что влечет за собой массу бумажной волокиты.
Процедура внесения в уставной капитал ООО имущества выполняется по такому алгоритму:
- Оценщиком производится оценка взноса.
- Далее учредителями должна быть утверждена произведенная оценка. Утвержденной она считается только в случае единогласного решения всех учредителей.
- Информация, касающаяся оценки имущества, вносится в Устав либо протокол собрания участников. Внести ее нужно и в договор, заключаемый между ними, если учредителей более двух.
- Имущество признается взносом, передается на баланс организации с составлением соответствующего акта о приеме-передаче.
В зависимости от способа внесения уставного капитала, выделяют такие его виды:
- Складочный капитал, формирующийся на предприятиях, деятельность которых регламентируется иными документами, отличными от Устава.
- Уставной фонд, сформированный внесенным имуществом.
- Паевой фонд, который часто бывает в кооперативах. Он представляет собой совокупность взносов всех учредителей организации.
Юристы советуют вписывать все мелочи, даже те, которые могут показаться малозначительными, в договор и Устав ООО. Это позволит избежать многих спорных моментов в будущем, а при их возникновении – без лишних проблем разрешить.
Что касается уплаты взноса деньгами, сделать это можно двумя способами:
- посредством перевода денег на специальный счет;
- в кассе Налоговой службы.
Наиболее распространенным вариантом из двух перечисленных является первый, поскольку он более удобный. Регистрация счета требует денежных затрат, но выполнить эту процедуру по регистрации Общества все равно предстоит, поэтому удобнее и быстрее сделать это заблаговременно, и использовать счет уже на первых этапах оформления.
На созданный счет каждый из учредителей переводит деньги, а затем квитанция об этом передается в специальную службу – Налоговую инспекцию.
Второй вариант тоже вполне можно использовать, и сложностей никаких это не вызовет, но есть у него один недостаток – размер комиссии, превышающий тот, который берется при банковском переводе. Есть у данного варианта и преимущество – воспользовавшись им, Вам не придется заботиться о том, чтобы уведомить Налоговую инспекцию об осуществлении взноса.
Подробнее о внесении и увеличении уставного капитала ООО Вы можете узнать из данного видеоролика.
Кроме того, здесь вы также узнаете, как увеличить установкой капитал.
Хранение уставного капитала
Говоря о том, где он хранится, нужно понимать, что это своего рода фонд, который применяется для осуществления деятельности Общества, а его существование, по сути, является лишь документальной формальностью.
После перемещения этих средств на счет организации они используются на ее нужды. Законодательством РФ не запрещена трата данных средств Обществом на усмотрение его учредителей.
Изменение уставного капитала ООО
Осуществляться оно может как в сторону увеличения, так и в сторону снижения – это зависит от преследуемых целей, а во втором варианте еще и от того, насколько это позволяет сделать Закон.
Необходимость в увеличении размера уставного капитала обычно продиктована появлением в ООО новых участников, акционеров.
Чем больше уставной капитал организации, тем более доверия она вызывает у потенциальных акционеров, партнеров, кредиторов и т. д.
Для уменьшения уставного капитала тоже бывают свои причины. Основные из них:
- предприятие несет убытки, по факту не является прибыльным;
- в Обществе не распределены доли, перешедшие к нему.
Алгоритм изменений уставного капитала независимо от того, в плюс они или в минус, одинаков:
- Подготовка пакета документов. В него входит заявление, составленное согласно форме Р13001, документ, подтверждающий внесение государственной пошлины, решение учредителей Общества о внесении изменений в уставной капитал, документ, свидетельствующий о том, что новый акционер (если таковой появляется), внес свою долю, измененный Устав. Все документы должен заверить нотариус.
- Передача пакета документов в Налоговую службу. Обязательно нужно взять у сотрудника инспекции расписку о получении им документации.
- Получение в Налоговой инспекции новых документов.
- Уведомление всех лиц, которые в этом заинтересованы, о внесенных изменениях.
Каждый из этих пунктов в обязательном порядке должен быть выполнен.
Закон РФ гласит, что при ликвидации ООО акционеры должны в первую очередь закрыть все свои долги перед кредиторами, партнерами, банками и прочими организациями и лицами. После этого между ними может быть распределена прибыль и уставной капитал в долях, пропорциональных тем, которые каждым из них были внесены в него.
Начало любого дела несет с собой определенные риски, и открытие ООО не является исключением. Но грамотно прописав все нюансы, учредители могут максимально обезопасить себя от споров, в том числе связанных с уставным капиталом.