Строительство любой фирмы начинается с правильного оформления важных документов, среди которых её «конституция» – Устав, определяющий «правила игры». Устав ООО – один из ключевых документов будущей фирмы. С формальной точки зрения – это бумага для регистрации ООО, а с практической стороны – весомый и значимый юридический документ, определяющий нормы поведения в пределах общества.
Создание Устава
Создание проекта Устава – кропотливый интеллектуальный труд, но с элементами творчества. Де-юре документ стоит на защите прав владельца бизнеса, поэтому важно не упустить мелочей, чтобы в будущем процветающая фирма не стала легкой добычей рейдеров, а учредитель/-ли не остались у «разбитого корыта».
Лучше доверить создание проекта Устава профессионалам.
Проект Устава содержит информацию о:
- названии фирмы;
- адресах центрального офиса, производственных цехов, филиалов;
- объеме капитала;
- правилами управления компанией;
- внутреннем и внешнем взаимодействии.
Рекомендации, которые дают специалисты при создании этого документа:
- Внесите норму о том, что верификация решений общего собрания учредителей и их оформление происходит в другом законодательно разрешенном порядке (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ), а не нотариально.
- Запишите период деятельности фирмы, если не считаете его бесконечным.
- Сформулируйте и зафиксируйте порядок продажи, перепродажи, наследования частей капитала.
- Пропишите, каким образом будет проводиться процедура изменения уставного капитала (увеличение/уменьшение).
Проект «конституции» будущей фирмы выносится на рассмотрение общего собрания учредителей. Если проект поддержало 2/3 общего количества учредителей общества, то Устав утвержден (п. 8 ст. 33 Закона 14-ФЗ), что отражается протоколом общего собрания (п. 2 ст. 11 Закона 14-ФЗ), под которым подписываются участники.
Форма, структура и содержание Устава
Форма документа простая письменная. Устав структурирован по разделам, содержащим данные о:
- названии;
- адресе;
- периоде планируемой работы;
- учредителях;
- видах экономической деятельности;
- целях существования;
- распределении капитала учредителей;
- администрировании работы;
- распределении прибыли;
- порядке движения долей капитала;
- правилах выхода из состава учредителей;
- проведении проверок производственной деятельности;
- ведении делопроизводства;
- вопросах хранения коммерческой тайны;
- ликвидации.
Для большей наглядности с примером Устава ООО Вы можете ознакомиться по этой ссылке – скачать.
Как правильно составлять Устав, какие пункты можно включать в этот документ и прочие нюансы оформления, Вы можете подробнее узнать из представленного видео.
Особенности Устава компании, занимающейся строительством
Рассмотрим подробнее, что собой представляет Устав какой-либо компании на примере строительной фирмы, ведь в каждом конкретном направлении бизнес-деятельности имеются свои особенности и нюансы.
В подготовленном проекте организации, планирующей строительство как основной вид деятельности, рекомендуется:
- в наименование общества вписать «строительная компания», хотя законодательством подобное не предусмотрено, поэтому выбор за учредителем;
- внести весь перечень работ, планируемых к выполнению;
- зафиксировать условия, на которых общество вступает в саморегулируемую организацию, и перечень возникающих при этом обязательств.
Допуск СРО необходим, если ООО будет осуществлять любой из видов строительства, указанных в п. 3 приказа No 624, гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.1 ст. 1 Закона от 01.12.2007 No 315-ФЗ). Важно, что выполнение работ, согласно перечню приказа No 624 и помеченных звездой, допуск должен быть получен исключительно в случае, когда объект с планируемыми указанными работами, прописан в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Образец Устава строительной компании можно скачать здесь.
Требования к Уставу
Информация, зафиксированная в Уставе, должна отвечать п. 2 ст. 12 Закона № 14-ФЗ. Для внешнего оформления документа какие-либо законодательные рамки не придуманы:
- не требуется удостоверение у нотариуса;
- допустима двусторонняя печать;
- прошивка не обязательна;
- подпись на титуле законодательно не прописана, поэтому, из практики, на титульном листе гриф «УТВЕРЖДАЮ» подписывает председатель общего собрания, а при одном учредителе, он сам и подписывается.
Сколько копий Устава нужно для начала работы?
Регистрация фирмы проводится путем подачи 2 экземпляров учредительных пакетов в налоговую.
Исключением будет случай, если использовался электронный сервис – тогда бумаги подаются в одном экземпляре.
После процедуры один экземпляр Устава с пометкой ФНС возвращается фирме.
В случае проведения регистрации по «электронке», Устав с отметкой налоговой возвращается по e-mail, но заявитель при отсылке может попросить выдать экземпляр Устава на бумажном носителе.
Каков порядок дополнений/изменений?
В процессе производственной деятельности может возникнуть необходимость внесения дополнений/изменений в Устав. Причины бывают разнообразные, но чаще основаниями выступают:
- изменение названия ООО;
- смена юридического адреса;
- расширение спектра предоставляемых услуг;
- открытие филиалов.
Вносить дополнения/изменения в Устав общества разрешено исключительно решением общего собрания учредителей.
Внесенные правки оформляют в виде новой редакции или отдельного документа с указанием дополнений/изменений (юридическая сила документов одинаковая).
Порядок госрегистрации дополнений/изменений скрупулёзно прописан в ст. 9 Закона No 129-ФЗ и Админрегламенте, который утвержден приказом Министерства финансов России от 22 июня 2012 г. No 87н.
Как восстановить устав?
Бывает потеря уставных документов, но это не проблема: оригинал Устава хранится в архиве регистратора, что, однозначно, облегчает восстановление. В случае потери документа нужно:
- Обратиться в отделение ФНС (по месту регистрации общества).
- Подать письменное заявление.
- Уплатить государственную пошлину.
- Получить дубликат.
Начиная свое дело с ООО, следует творчески и профессионально подойти к созданию Устава. В содержание документа, кроме обязательных формулировок, вносите все, которые с течением времени могут стать принципиальными в разрешении споров. Российским законодательством с 2017 года при регистрации разрешено использовать типовые уставы, но не стоит пренебрегать созданием уникального документа, по которому будет жить Ваша фирма.