Трудно найти более рентабельный бизнес, чем кофейню на колесах. При минимальных вложениях можно покрыть первоначальных расходы уже во второе полугодие, но нужно найти трафиковые места, нанять хорошего бариста и обеспечить качественный кофе, а узнаваемость бренда через время послужит отличной рекламой.
Мобильная кофейня как бизнес
Сегодня увидеть мобильную кофейню в любой стране Европы — уже не новость, но в России это всё еще достаточно новый сектор. По сути, кофейня на колесах — это адаптированный транспорт с установленной кофемашиной. Существует множество видов мобильных кофеен, но сама концепция достаточно удачна, чтобы ей заинтересоваться.
Преимущества
У кофеен на колесах свои плюсы и они очевидны — мобильность:
- Вам не нужно арендовать и ремонтировать помещение, занимаясь интерьером и тратя на обслуживание долю выручки (см. также – что такое выручка).
- Вам не нужны огромные кредиты на открытие бизнеса — стоимость мобильной кофейни на порядок ниже по стартовым вложениям по сравнению с обычной кофейней.
- Хранить мобильную станцию можно в дешевом гаражном боксе — его можно выкупить или арендовать. Подойдет и складское помещение.
- Траты, которые идут на сырье и обслуживание транспорта, делают бизнес рентабельным.
Недостатки
Мобильную кофейню можно назвать сезонным бизнесом, потому что в холодное время года клиенты пьют больше кофе, а в жару предпочитают мороженое и холодный чай. Можно дополнительно оборудовать кофейню, предлагая прохладительные напитки, но это существенные траты на холодильник и полезную площадь.
Учитывая такие особенности, бизнес на кофейне подойдет центральным регионам страны, где не слишком жарко. Это позволит кофейне функционировать круглый год, не ощущая существенных скачков сезонности.
Транспорт для кофейни
В качестве транспорта может использоваться:
- мотороллер;
- велосипед;
- скутер;
- грузовик.
Независимо от выбранного вида транспорта, требуется сохранять маневренность и дешевизну обслуживания. Велосипеды, скутеры и мотороллеры вполне соответствуют таким требованиям, но у грузовичков больше возможностей, и они значительно надежней, поэтому наиболее приемлемы для бизнеса.
На таблице вы увидите, какой автотранспорт подойдет для бизнеса:
У легкого транспорта есть еще один существенный плюс — возможность парковаться там, где автомобилям доступа нет, но при этом нужно мириться с низкой скоростью передвижения.
Документы для открытия
На данный момент оформление документации для такого бизнеса в России предполагает ряд трудностей. Вам нужно добиться официального разрешения на парковку и торговлю, а в законодательстве подобные виды бизнеса не предусмотрены. Поэтому нужно понимать, что пока не разрешится законодательная сторона вопроса, возможна дополнительная статья расходов в виде штрафов санитарным службам.
В общей сложности потребуются следующие документы:
- Лицензия на использование оборудования.
- Сертификаты на кофе и другие напитки.
- Разрешение на розничную торговлю.
- Разрешение на парковку в определенных местах.
- Регистрация ИП.
Что касается последнего, то можно зарегистрировать и ООО, но практика показывает, что в этом нет необходимости и открытие ИП предполагает более легкую форму налогообложения. Подробнее о том, что лучше ИП или ООО – читайте тут.
Какое оборудование потребуется?
Закупка стандартного оборудования:
- Кофемашины.
- Кофемолки со счетчиком количества порций.
- Газового оборудования.
- Аккумуляторов, соответствующих мощности кофемашины.
- Подсветки для рабочего пространства. Желательно с мульти настройками для разного времени работы.
- Преобразователя напряжения.
- Устройства для зарядки.
Если кофейня всегда размещается на определенном месте, то лучше работать от электрической сети, но если предполагаются выездные мероприятия, то применяется газовый баллон. Это в том случае, если мощности аккумуляторов не хватает на полный день работы.
Какие продукты потребуются?
Поскольку кофейня на колесах предлагает кофе, то требуется следующее сырье:
- кофе в зернах различных сортов;
- вода;
- сливки;
- карамель;
- шоколад;
- молоко;
- сахар;
- алкогольные напитки для кофе.
Эти ингредиенты необходимы, чтобы готовить эспрессо, американо, мокко, капучино, латте, ирландский кофе и проч. Нужно помнить, чем разнообразнее кофейное меню, тем больший интерес можно вызвать у клиентов.
Дополнительно нужно предусмотреть:
- чай в пакетиках;
- какао;
- конфеты;
- сдобу и выпечку;
- сиропы.
Из пластиковой посуды вам потребуются:
- Стаканчики под кофе открытые.
- Стаканчики под кофе с крышками.
- Стаканчики под чай.
- Чайные ложечки или деревянные палочки.
- Трубочки для прохладительных напитков.
- Тарелочки под десерты.
- Бумажные салфетки.
Где размещаться?
Мобильная кофейня тем и хороша, что может передвигаться. Тем не менее, нужно продумать план передвижения, чтобы всегда следовать за потоком людей, предлагая им напитки.
В обычные дни идеально подходят:
- парковки супермаркетов;
- места возле торговых центров;
- возле офисов и в деловых кварталах;
- в студенческих кварталах;
- на городских рынках;
- у входа в метро.
Стратегия получения наибольшей прибыли следующая: переезжайте с места на место, пробуя самые различные трафиковые парковки. Проанализируйте, в какое время дня кофейня пользуется наибольшим спросом. Используя полученные данные, можно передвигаться, получая наибольшую выручку, время от времени, снова экспериментируя.
Особенно прибыльные места можно сохранять за собой, так как у вас могут появиться постоянные клиенты, которые привыкнут брать кофе каждый раз в одно и то же время.
Особенность мероприятий в городе нужно предусматривать заранее, закупая больше сырья и посуды. В праздничные дни можно нарушать свой привычный маршрут и находиться там, где проходит мероприятие:
- концерт;
- ярмарка;
- приезд передвижного цирка;
- праздники города;
- гуляния на общие праздники.
Сколько рабочих нанимать?
Для передвижной кофейни обычно требуется один человек, но если поток большой, например, в праздничные дни, то можно ставить 2 или 3 людей. В обязанности одного будет входить приготовление напитков, а второй сможет рассчитывать клиентов.
Если проходимость высокая и в обычные дни, что часто бывает в бизнес-центрах крупных городов, то лучше ставить 2 рабочих на одну точку.
Поскольку кофе нужно варить, рабочие должны пройти обучение по приготовлению напитков.
Платить можно сотрудникам по 5% от выручки за рабочий день, но только в том случае, если клиентам предлагается высококлассный сервис. Если нужно сэкономить на сотрудниках, то можно нанять студентов, особенно это актуально в летнее время. При отсутствии опыта оплата их труда будет меньшей по сравнению с профессионалами.
В холодные сезоны сотрудникам можно предлагать более высокую зарплату, так как условия будут сложнее — придется стоять на улице в холод, снег и дождь, а это не каждого устроит. Тем не менее, на прибыльности бизнеса это не отразится, так как в холода спрос на горячие напитки только увеличивается.
Сложность найма сотрудников для кофейни на колесах в том, что потенциальный работник должен:
- быть хорошим продавцом;
- уметь готовить кофе;
- водить транспорт и соответственно иметь права.
Достаточно начать с того, что человек водит машину, а приготовлению кофе и продажам можно обучить, предоставив экспресс-курсы.
Ценовая политика для автокофейни
Ценовая политика напрямую зависит от наличия конкуренции и среднего чека клиента. Если кофеен поблизости много, то можно снизить стоимость напитков, предложив акции, например, бесплатный 5-й кофе. В случае отсутствия конкуренции можно предлагать напитки по цене ниже тех, что предлагают обычные кофейни и держать эту планку.
Не рекомендуется поднимать стоимость кофе в выгодные праздничные дни, особенно, когда бренд стал узнаваемым.
Если кофейня преимущественно размещается в центральной части бизнес районов, то изначально стоимость напитков может быть высокой, но в таком случае и сам напиток должен быть на высоте.
Реклама кофейни на колесах
Владельцы кофеен на колесах делятся, что нет особого смысла тратиться на листовки и рекламу в газетах. Лучше сосредоточить усилия на брендировании. Логотип кофейни наносится на мобильный транспорт и одноразовую посуду. Если использовать запоминающийся дизайн, то узнаваемость кофейни и будет служить рекламой.
Дополнительным привлечением внимания может послужить музыкальное сопровождение, хотя это потребует затрат и тщательного подбора музыки, так как можно добиться прямо противоположного эффекта.
Вложения в бизнес и окупаемость
На что потребуются стартовые вложения:
- Покупка автотранспорта — 800 625 рублей.
- ТО, ОСАГО, налог на транспорт — от 15 000 рублей.
- Кофемашина и прочее оборудование для кофе — 150 000 рублей.
- Покупка сырья на первое время — 10 000 рублей.
- Покупка посуды — 7 000 рублей.
- Брендирование кофейни, посуды — 15 000 рублей.
- Реклама — 30 000 рублей.
- Аренда гаража — 7 000 рублей в месяц.
- Ежемесячная плата сотрудникам — от 7 000 рублей.
В итоге, понадобиться около 1 млн. рублей, чтобы отрыть свою автокофейню.
В обычные дни мобильная кофейня может выручить деньги с 70 порций. Число варьируется, в зависимости от города и места парковки. В дни больших гуляний выручка уже возрастает, и можно ожидать продажи 250 порций и больше.
Рентабельность кофейни на колесах составляет больше 30%, но о прибыли можно говорить только со второго полугодия после открытия. Как раз к этому времени большая часть экспериментов с размещением завершиться и появятся первые постоянные клиенты.
Чистая прибыль с автокофейни в месяц может составить 20 000 -25 0000 рублей, не считая расходов на зарплаты, налоги, непредвиденные расходы.
Видео: Как открыть кофейню на колесах?
Посмотрите видеоролик о том, как начать бизнес мобильной кофейни с высоким доходами:
В следующей статье мы расскажем о других вариантах открытия кофейни.
Мобильная кофейня — это быстроокупаемый и рентабельный бизнес, но его успех зависит от удачного месторасположения, правильной ценовой политики и достойного уровня качества продукции. Если проанализировать наиболее трафиковые места и нанять обученного сотрудника, то дело окупится уже через 6 месяцев.