В финансовых отчетах всех предприятий встречается такой параметр, как операционная прибыль. Этот важный параметр дает представление об инвестиционной привлекательности компании. На его основе можно рассчитать оценку прибыльности предприятия от основного вида деятельности.
Что же такое операционная прибыль?
Это один из важнейших показателей финансового состояния хозяйственного субъекта. Он рассчитывается, как разность между валовой прибылью и расходами по основной деятельности (в т. ч. и операционными затратами).
Существует мнение, что операционная прибыль и прибыль до уплаты налогов (Earnings Before Interest and Taxes, EBIT) тождественны. Это неверно. Отличие между этими показателями в том, что в подсчете EBIT фигурирует также неоперационная прибыль, т.е. доходы/расходы от неосновных видов деятельности. Но если доходы/расходы от неосновных видов деятельности у предприятия отсутствуют, то показатели EBIT и операционной прибыли совпадают.
Из чего складывается операционная прибыль
Рассматриваемый показатель состоит из следующих элементов:
- объем реализованных товаров и услуг;
- себестоимость реализованных товаров и услуг. Их розничная и оптовая цена;
- ассортимент товаров и услуг.
Все компоненты, составляющие операционную прибыль, состоят, в свою очередь, из более мелких компонентов. Так, например, в себестоимость продукции входят материалы на ее изготовление, амортизация основных средств, заработная плата сотрудников и другие расходы, связанные с производством и реализацией конечных товаров и услуг.
Операционная и валовая прибыль в финансовом отчете (видео)
В этом видео рассказывается об операционной прибыли, как составляющей финансового отчета, на примере двух предприятий.
Как рассчитывается операционная прибыль
Показатель операционной прибыли (OP) от основного вида деятельности рассчитывается по следующей формуле:
OP = GP + OR – OE, где:
- OP (Operating Profit) – операционная прибыль;
- GP (Gross Profit) – валовый доход;
- OR (Operating Revenue) – операционные доходы;
- ОE (Operating Expenses) – операционные затраты.
Рассмотрим подробно процесс вычисления:
- Сначала находим операционные затраты (ОЕ). Это сумма затрат на заработную плату сотрудников, организационных расходов, долговых обязательств и других коммерческих издержек.
- Затем считаем операционные доходы (ОR). Это сумма арендных, патентных и процентных поступлений организации.
- Валовый доход (GР) определяем, как общую выручку за вычетом себестоимости.
- Полученные показатели подставляем в формулу.
Что такое операционный анализ
Показатель операционной прибыли используется, как элемент операционного анализа, который отвечает на такие вопросы, как:
- от снижения каких расходов предприятия будет наиболее ощутимый эффект;
- каков минимально возможный объем производства или продаж, который соответствует точке безубыточности;
- какова рентабельность отдельных видов товаров и услуг;
- как влияют объемы производства на расходы, налоги и др. показатели;
- какая рентабельность у подразделений, учитывая распределение на них общих расходов (либо не учитывая);
- какова себестоимость, и как она влияет на ценообразование;
- каков запас финансовой прочности.
По сути, это метод формирования операционной прибыли при помощи управления над строками затрат. Он помогает найти оптимальное соотношение между:
- ценой на продукцию;
- переменными и постоянными видами затрат;
- объемами производства.
Методика сводится к тому, что обрабатываются результаты сразу нескольких финансовых инструментов, среди которых финансовый анализ, учет затрат, маркетинговые исследования и т.д.
При управлении затратами учитывается целый комплекс результатов, полученных при мониторинге, анализе и структуризации издержек. Этот процесс состоит из 2-х этапов:
- Анализ затрат и их измерение.
- Контроль и понижение затрат.
Обратите внимание! Посредством операционного анализа осуществляется начальный этап управления затратами.
На основе операционного анализа рассчитываются:
- Нижний предел на краткосрочный период. Это цена, позволяющая покрыть переменные затраты. Величина параметра определяется в этом случае частью переменных затрат.
- Нижний предел на долгосрочный период. Это цена, обеспечивающая безубыточность процессов сбыта и производства. Величина параметра равнозначна себестоимости продукции.
Оптимальная цена продукции, как правило, находится между этими пределами.
Для того чтобы решить задачу оптимизации производственных издержек на предприятии, надо прибегнуть к вычислению себестоимости товаров и услуг. Процесс калькулирования затрат классифицируется в зависимости от целей. Для наших целей есть 2 метода калькуляции:
- Absоrption cоsting – вычисление полной себестоимости. Метод калькуляции, когда затраты распределяются между реализованными и нереализованными товарами/услугами.
- Direct-cоsting – вычисление прямых затрат. Здесь затраты группируются на постоянные и переменные. На счет реализованных товаров/услуг относят только постоянные затраты.
Главное различие двух методов в способе распределения постоянных затрат на вычисляемые периоды.
При получении краткосрочного предела учитывается метод расчета прямых затрат. К его преимуществам относят возможность изучить взаимозависимость объемов производства, себестоимости и прибыли. Это возможно за счет анализа поведения разных видов затрат при изменяющихся объемах производства. Direct-cоsting расширяет возможности учета, способствуя процессам интеграции анализа, учета и принятия решений.
При определении долгосрочного предела учитывается метод вычисления полной себестоимости. Распределение затрат между реализованной и нереализованной продукцией позволяет учесть влияние расходов непосредственно на процесс сбыта продукции, что дает данные о ее себестоимости.
При операционном анализе применяются оба метода калькуляции, причем их совместное применение позволяет определить влияние на прибыль следующих элементов:
- объема и комплекта затрат;
- объема производства;
- цен на продукцию;
- объема реализации.
Операционный анализ позволяет определить:
- наиболее прибыльную и наиболее убыточную продукцию;
- оптимальные цены на товары/услуги;
- самые значительные строки затрат;
- рентабельность продукции и ее себестоимость, которую необходимо знать при ценообразовании;
- способы воздействия на самые значительные строки затрат.
Читайте также: Отчёт о прибылях и убытках: определение, структура и пример заполнения.
Как управлять формированием операционной прибыли
Чтобы грамотно управлять процессом формирования операционной прибыли, надо решить ряд задач:
- Для начала следует определить объем реализации продукции, при котором обеспечивается безубыточная операционная деятельность в течение определенного периода. Проще говоря, рассчитать точку безубыточности. Точка безубыточности достигается, когда сумма операционных доходов равняется сумме операционных затрат.
Обратите внимание! Точки безубыточности для долгосрочного и краткосрочного периодов различаются. Отличие в том, что переменные расходы в долгосрочном периоде, как правило, меньше, чем в краткосрочном. Это происходит благодаря эффективному использованию ресурсов. Постоянные расходы в долгосрочном периоде увеличиваются. Это происходит за счет увеличения объемов.
- Затем вычислить объемы реализуемой продукции, необходимые для достижения плановой прибыли. Либо спрогнозировать плановую прибыль, учитывая текущие объемы.
- Вычислить запас прочности, т.е. уровень продаж, позволяющий предприятию не уйти в убыток. Этот показатель является ключевым фактором образования цен.
- Рассчитать возможности увеличения операционной прибыли за счет понижения постоянных/переменных затрат.
Показатель операционной прибыли является важным для руководства и потенциальных инвесторов. Он позволяет оценить инвестиционную привлекательность предприятия.
Управление формированием операционной прибыли – необходимая и трудоемкая процедура, охватывающая все детали деятельности предприятия, от приобретения ресурсов и выплаты зарплаты до оформления аренды производственных помещений и контроля дебиторов.
Формирование операционной прибыли состоит не только из вычислений объема сбыта, необходимого для безубыточной деятельности, но и из поисков вариантов увеличения объемов реализуемой продукции. Самыми эффективными методами увеличения операционной прибыли считаются грамотная ассортиментная политика, повышение качества реализуемой продукции и минимизация затрат.