Краткосрочная аренда автомобилей, или каршеринг – выгодно ли начинать бизнес?

Каршеринг по спросу в крупных городах скоро может догнать долгосрочную аренду машин и привычное всем такси, предоставив возможность для реализации собственного бизнес-плана. Что это такое, можно ли реализовать данную бизнес-идею, с какими трудностями можно столкнуться и насколько высока рентабельность – далее в статье.

Суть бизнеса

Буквальный перевод слова «car sharing» означает «обмен автомобилями». На деле это реализуется в кратковременной аренде машины, но при этом пользователю не нужно ехать за ней в автопарк, подписывать договор или делать заказ путём телефонного звонка.

Владелец автопарка машин для каршеринга проплачивает парковочные места в разных востребованных точках города, размещает там авто и создаёт приложение для мобильных устройств, благодаря которому клиент может забронировать себе необходимый транспорт на требуемое для него время (обычно не более суток).

Всё общение, по большей части, происходит через программу на смартфоне, хотя для экстренных случаев существует и горячая линия с консультантами.

Владелец каршеринга предоставляет:

  • авто разного класса по различной поминутной оплате;
  • платное приложение на смартфон;
  • регулярное техобслуживание и заправку топливом машин;
  • зарегистрированный страховой полис;
  • оплату и резервирование парковочных мест для своих автомобилей;
  • 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до выбранной машины.

Клиент, который пользуется каршерингом, должен:

  • при регистрации учётной записи в приложении компании, связать её со своей действующей банковской картой;
  • большинство служб по каршерингу предупреждает, что в случае аварии автомобиля во время пользования им, денежную ответственность несёт заказчик;
  • оставлять машину на оговоренной заранее парковке.

Каршеинг удобен для тех, кто:

  • не любит пользоваться услугами такси;
  • предпочитает сам выбирать маршрут и скорость передвижения машины;
  • не желает бросать своё авто на парковках возле аэропортов или вокзалов;
  • хочет, не приобретая личный автомобиль, наслаждаться ездой на удобном транспорте.

Carsharing

Причин может быть ещё много, обусловленных личными жизненными ситуациями каждого. Но следует признать, что на территории России каршеринг явно прижился пока только в Москве и Санкт-Петербурге.

Данный бизнес требует плотной густоты заселения города.

Форматы

Каршеринг имеет 3 основных формата, непосредственно бизнесом из которых, является только первый:

  • One-way carsharing – компания сдаёт свои автомобили в краткосрочную аренду, что и является её единственным средством получения доходов.
  • Peer-to-peer carsharing – автомобили предоставляет фирма или частное лицо в непродолжительную аренду, но данный род деятельности не основной для арендодателя, а денежный взнос за пользование авто может быть формальным или отсутствовать вовсе (например, компания предоставляет свой автопарк в пользование служащим на время работы).
  • Fractional carsharing – совместное владение и пользование автомобилями группой лиц, не получающих от этого прибыли.

Плюсы, минусы и риски

Главным плюсом каршеринга является поддержка государства, которое предлагает в 3 раза более дешевые парковочные места для машин таких компаний. Это обусловлено надеждой на то, что кратковременная аренда авто поможет:

  • разгрузить дороги городов;
  • снизить вероятность пробок и аварий;
  • улучшить экологическую ситуацию.

Подсчитано, что за сутки одна машина каршеринга может полноценно заменить 10 личных автомобилей.

Немаловажным фактором является и весьма низкая конкуренция. На города с населением более миллиона человек сейчас приходится до 3 каршеринговых компаний, которые не смогут ответить на весь спрос (по России, их чуть больше в Москве и Санкт-Петербурге), однако согласно отзывам в интернет-сети у всех есть слабые стороны и недоработки, предусмотрев которые, можно обойти конкурентов.

К минусам относятся колоссальные начальные вложения. По подсчётам финансистов, чтобы открыть свою каршеринг-компанию понадобится не менее 6 миллиардов рублей.

Также следует сказать о низкой пока известности данной услуги в странах СНГ. Однако те пользователи, которые уже опробовали каршеринг, говорят, что он куда удобнее и дешевле, чем поездки на такси. А это свидетельствует о большом потенциале к развитию краткосрочной аренды автомобилей.

Первый риск, который приходит в голову, это отсутствие окупаемости. Особенно стоит задуматься над данным недостатком в маленьких городах.

К негативным вариантам развития событий также можно отнести:

  • вандализм авто;
  • серьёзные аварии;
  • угоны машин;
  • взлом рабочего приложения;
  • как следствие всего вышеперечисленного – утрата доверия клиентов.

С чего начать? Поэтапный план развития

Подготовка к созданию частного бизнеса по каршерингу длительная и сложная. Состоит она из таких шагов:

1. Сначала следует зарегистрировать дело, учитывая размеры вкладываемой суммы. Желательно чтобы предприятие имело несколько инвесторов во главе и было оформлено как общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Вид деятельности – лизинг и аренда легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств.

Выбирая системы налогообложения рекомендуется воспользоваться её упрощённой формой (УСН). Она предполагает:

  • денежные перечисления 1 раз в 3 месяца;
  • 1 годовой налоговый отчёт;
  • ставка от 5% до 15%, вычисляемая из суммы доходов с учётом вычета расходов или фиксированная ставка 6% от доходов.

Для каршеринга выгоднее выбирать первый вариант, поскольку на первых порах расходы будут составлять более 60% от доходов.

2. В завершении документационного оформления открывается расчётный счёт организации.

3. Далее идёт уже трудоёмкая работа по поиску офиса в центре города, где должен располагаться:

  • кабинет директора;
  • приёмная;
  • колл-центр;
  • кабинет для IT-специалистов, которые работают с программой и сайтом компании.

Офис

Это означает, что помещение должно быть просторным и хорошо обустроенным, поскольку в нём придётся принимать потенциальных инвесторов, клиентов или журналистов.

4. Следующий шаг – поиск и оформление парковочных мест, они должны быть возле:

  • крупных сетевых магазинов;
  • бизнес-центра города;
  • вокзалов;
  • аэропортов;
  • значимых развлекательных объектов (популярных клубов, стадионов, театров, цирков).

5. Автомобили, особенно те, которыми пользуются разные люди, часто ломаются и нуждаются в быстром ремонте. Следовательно, необходимо заключить контракт с автосервисом на регулярное сотрудничество. Это обеспечит лояльную оплату и частые скидки.

6. Ни один бизнес не выживет сейчас без рекламы. Придётся заняться:

  • разработкой бренда;
  • рекламными компаниями;
  • открытием официального сайта.

Желательно обратиться к опытному маркетологу, воспользоваться услугами профессионального дизайнера и веб-студии.

Финансовые расчёты, рентабельность

Основные расходные статьи:

  • На оформление необходимой документации при регистрации бизнеса потребуется около 30 тысяч рублей.
  • На расчётный банковский счёт компании необходимо внести 1 млн. рублей в качестве оборотного капитала.
  • Аренда офиса и парковочных мест для автомобилей обойдётся около 200 тысяч рублей в месяц. К этой сумме следует прибавить ежемесячную оплату персонала, которая может составлять от 100 до 200 тысяч рублей.
  • Наиболее высокая статья расходов – это закупка автомобилей. В начале понадобится минимум 10 машин (из них 3 малого класса, 6 – среднего, и 1 – люкс). Логичнее всего приобрести авто в кредит. Первичный взнос составит около 2-х млн. рублей, а ежемесячный – приблизительно 100 тысяч рублей, сроком на 4 года.

Кроме того, будут и дополнительные статьи расходов, общая сумма которых может составить около 2 млн. рублей. К ним относятся:

  • оформление КАСКО;
  • установка на машины систем удалённого контроля и маячков;
  • брендирование автомобилей (нанесение на них логотипа, рекламы, сведений о тарифной сетке);
  • техническое обслуживание автомобилей;
  • топливо.

Отдельной статьёй расходов будет маркетинговая кампания, без которой описываемый вид бизнеса точно не будет рентабельным, ввиду низкой популярности у населения. К этому пункту относятся:

  • реклама на местных СМИ;
  • приобретение мест на билбордах города;
  • создание и раскрутка сайта компании;
  • таргетинг;
  • разработка дизайна фирмы (логотип, цвета);
  • создание качественного мобильного приложения под основные операционные системы, синхронизированного с GPS.

Первые 1-2 года явной прибыли ждать не стоит, более того в проект скорее всего придётся регулярно инвестировать средства.

Говорить об активном продвижении каршеринга можно только в густонаселённых городах с высокими ценами на услуги такси. Только при наличии этих двух условий временная аренда автомобиля станет выгодной пользователю, а значит появится необходимый для развития бизнеса спрос.

Работа по франшизе

Более щадящими условиями для открытия каршерига является оформление франшизы. Это автоматически избавляет от половины работы, связанной с оформлением, от всех затрат на маркетинг и обучение персонала. В общей сложности вложения будут в разы меньше, а срок окупаемости составит от полугода до 12 месяцев. На 2018 год франшизу в России предлагают:

  • LIFCAR;
  • Cars7;
  • Anytime.

Но следует понимать, что за столь лёгкий вариант в открытии каршеринга придётся отдавать от 10% дохода.

Подробнее узнать о подводных камнях каршеринга можно, посмотрев видео с одной из первых основательниц этого вида бизнеса в Москве:

Каршеринг представляет собой абсолютно новую услугу в сфере городского транспорта, а потому пока мало популярную и по сути не нужную в небольших городах. Как бизнес, временная аренда машин несомненно имеет будущее, но сейчас его рентабельность низкая, а затраты будут окупаться в течение долгих лет.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *