Что такое бухгалтерская прибыль: определение, формула, расчет

На сегодняшний день понятие бухгалтерской прибыли является актуальным показателем как для крупных предприятий, так и частных предпринимателей. От того, насколько правильно рассчитывается этот показатель, зависит конечный результат в любом бизнесе. Стабильность работы предприятия напрямую зависит от финансового результата.

Что такое бухгалтерская прибыль

Бухгалтерская прибыль – это совокупный доход организации за прошедший период, предполагающий положительный финансовый результат, который подсчитывается за прошедший период, за минусом всех расходов, произведённых на производство и реализацию продукции. Бухгалтерская отчетность, как правило, формируется ежеквартально и за год в целом. При этом учитываются все хозяйственные операции, произведенные на предприятии.

Бухгалтерская прибыль

Понятие бухгалтерской прибыли содержит в себе два основных принципа:

  1. Сбережение капитала – принцип, в основе которого лежит увеличение благосостояния предприятия в целом. Иными словами, в бухгалтерии ведется учет средств, которые для предприятия являются неприкосновенным запасом и не растрачиваются без острой необходимости.
  2. Наращивание капитала – принцип, который предполагает увеличение капитала предприятия. Здесь идет сопоставление прихода и расхода денежных средств. На основе этих показателей бухгалтер делает заключение о целесообразности корректировки деятельности предприятия.

Для улучшения результатов развития предприятия на практике используются, как правило, оба принципа.

Рассмотрим, в чем суть бухгалтерской прибыли. Любое предприятие получает прибыль за определённый период времени. Если ее не будет, предприятие может обанкротиться. Руководитель должен знать, какие доходы и расходы формируются в его организации для того, чтобы сопоставить их и выявить финансовый результат. Существует два вида прибыли: бухгалтерская и экономическая, которые имеют существенное отличие между собой. Для получения общей картины на конец отчетного периода необходимо производить расчет этих показателей в целом.

В чем отличия бухгалтерской и экономической прибыли?

Бухгалтерская прибыль рассчитывается просто. Берут все доходы предприятия за отчетный период и вычитают расходы, которые идут на приобретение сырья, производство и сбыт товаров или услуг. Но здесь есть свои недостатки. При таком расчете не всегда точно можно сопоставить результаты и показатели прибыли. Не учитываются инфляционные потери. Бухгалтерская прибыль не может точно предсказать, как будут происходить изменения капитала на предприятии в динамике.

Расчет бухгалтерской прибыли производится на определенных бланках утвержденного образца. Впоследствии эти данные предоставляются в налоговые органы для проверки.

Расчет экономической прибыли дает более точный финансовый результат. Она так же рассчитывается путем разницы доходов и расходов, но здесь еще учитываются и другие финансовые операции. Это рентабельность предприятия, которая отражает степень эффективности всех ресурсов, стоимость капиталовложений, доходы от инвестиционной деятельности. На основе экономических показателей можно наиболее точно оценить эффективность работы предприятия в целом и выявить, насколько стабильно оно работает.

Пример расчета бухгалтерской и экономической прибыли (видео)

Посмотрим небольшое видео, где на примере ресторанного бизнеса происходит расчет бухгалтерской и экономической прибыли.

Формула расчета бухгалтерской прибыли

Величина бухгалтерской прибыли рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции, товаров или услуг и внешними издержками предприятия. Введем обозначения:

БП = В – ВИ, где

БП – бухгалтерская прибыль;

В – выручка от реализации;

ВИ – внешние издержки.

Внешние (явные) издержки – это оплата за ресурсы, которые не являются собственностью предприятия. Сюда можно отнести затраты по оплате труда наемных работников, на закупку сырья и материалов, оплата за арендованные помещения, за амортизацию основных средств и коммунальные услуги.

Расчёт прибыли

Экономическая прибыль, отличается от бухгалтерской. Она рассчитывается, как разница между выручкой от реализации всей продукции и экономическими издержками, которые состоят из явных и неявных (внешних и внутренних) издержек.

ЭП = В – ЭИ, где

ЭП – экономическая прибыль;

В – выручка от реализации;

ЭИ – экономические издержки.

Внутренние (неявные) издержки – это затраты, связанные с использованием всех ресурсов, находящихся в собственности предприятия. Этот показатель связан с упущенной выгодой. Для руководителя предприятия – это расходы, произведенные на оплату труда персонала, обслуживающего производство. В том случае, если работодатель мог бы сам выполнять всю работу, не требовалось бы делать такие расходы.

Собственники капитала вкладывают свои средства в развитие бизнеса, тем самым получают определенные потери. Если, например, свободные денежные средства инвестировать под проценты, то они начнут приносить доход. Финансовые потери здесь рассчитываются, как недополученный процент от инвестиций. Для предпринимателей, в собственности которых есть недвижимость, издержками является плата за аренду.

Факторы, влияющие на прибыль

Таким образом, мы можем выделить основные факторы, которые влияют на повышение прибыльности предприятия. Они подразделяются на два вида:

  1. Внутренние факторы, которые оказывают влияние на величину прибыли путем наращивания объемов производимой продукции, ее реализации, усовершенствование, увеличение цен и понижение затрат.
  2. Внешние факторы, которые не зависят от работы предприятия и практически не влияют на величину прибыли.

Прибыль

К первой категории, то есть внутренним факторам, относятся следующие показатели:

  • уровень ведения хозяйственной деятельности;
  • производительность труда на предприятии;
  • качество и конкурентоспособность продукции или услуг;
  • профессиональные качества руководителей и специалистов;
  • уровень эффективности предприятия;
  • планирование и прогнозирование финансовых результатов.

Ко второй категории, внешним факторам, относятся:

  • производственные факторы, показывающие наличие и применение на производстве трудовых и финансовых ресурсов;
  • внепроизводственные факторы, связанные с функцией сбыта и снабжения, социальными условиями трудовой деятельности, природоохранными мероприятиями.

Производственные факторы делятся на два подвида:

  1. экстенсивные, которые воздействуют на извлечение прибыли в количественном измерении: финансовые ресурсы, численность работников, время работы оборудования, фонд рабочего времени;
  2. интенсивные, оказывающие воздействие на извлечение прибыли предприятия в качественном выражении:

– модернизация оборудования и повышение его производительности;

– программы по увеличению оборота капитала;

– увеличение производительности труда путем повышения уровня образования руководства и специалистов;

– усовершенствование организации труда на производстве;

– понижение трудоемкости продукции;

– эффективное применение и использование финансовых ресурсов.

Внешние факторы, воздействующие на повышение прибыли:

  • экономическая ситуация на рынке;
  • цены на приобретаемое сырье, материалы для производства продукции;
  • цены на топливо и электроэнергию;
  • отчисления на амортизацию;
  • государственная ценовая политика, налоги, штрафные санкции и льготы, предоставляемые в рамках трудового законодательства;
  • природные ресурсы.

Для того чтобы выяснить, каким образом перечисленные факторы оказывают влияние на валовую прибыль предприятия, нужно понять, что такое себестоимость продукции. Себестоимость продукции, работ или услуг – это стоимостная оценка всех затрат, которые пошли на ее производство. Сюда включаются трудовые ресурсы, сырье и материалы, основные фонды и природные ресурсы.

Обратите внимание! При осуществлении деятельности на предприятии, внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвязи между собой, и оказывают прямое воздействие на величину себестоимости продукции, а значит и прибыли, выявляя, насколько рационально и экономно используются материальные ресурсы на предприятии.

Планирование

Одной из основных составляющих эффективности работы предприятия и получения высокой прибыли, является финансовое планирование, которое осуществляется на несколько лет вперед. Плановый период может составлять от 3 до 5 лет, если наблюдается экономическая стабильность. При этом сначала составляют план на квартал – кратковременное планирование, затем на год – текущее планирование. На основании этих показателей, формируется планирование на перспективу.

Финансовое планирование

Обратите внимание! Сначала производится сравнительный анализ прибыли до налогообложения и прибыли от реализации продукции или услуг, рассчитывается объем продаж. После этого разрабатывают программу на основе заключенных ранее договоров. Производственная программа служит основой для расчета необходимого количества сырья и материалов.

Кроме того, производится учет трудовых затрат: тарифные ставки, выплата заработной платы, перечисление единого социального налога.

В результате всех произведенных расчетов, прогнозируется себестоимость продукции или услуг с учетом остатков готовой и нереализованной продукции на складах предприятия.

Дополнительная информация. Определяющим моментом является составление сметы на административные и коммерческие расходы, связанные с обслуживанием и управлением производством, продвижением товаров и услуг на рынок сбыта. В общей сумме могут учитываться посреднические выплаты.

На основании вышеперечисленных расчетов, формируется плановая прибыль от реализации продукции или услуг предприятия.

В настоящее время, когда уровень безработицы возрастает, все больше людей начинает работать на себя. Не каждый предприниматель понимает, что такое бухгалтерская прибыль и как ее правильно рассчитывать. В результате есть риск потери своего бизнеса. Для эффективности развития своего дела на предприятии должен быть профессиональный бухгалтер.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *