Количество автотранспорта растет с каждым годом. Вместе с тем повышается спрос на автостоянки, ведь позволить себе полноценный гараж может не каждый, а оставлять авто во дворе без присмотра небезопасно. Поэтому организация автостоянки – актуальный и прибыльный бизнес.
Преимущества и недостатки бизнеса
Главным преимуществом открытия автостоянки является единоразовое вложение. То есть, потратившись на организацию этого бизнеса, дальше нужно будет вкладывать деньги только в зарплату сотрудникам и немного расходовать на содержание территории.
Постоянная клиентская база – ещё одно из важных преимуществ данного вида деятельности. Автомобилистам удобно иметь одно и то же, «своё» парковочное место поближе к дому и по приемлемой цене.
Ведение автостоянки – несложный бизнес, требующий минимального штата сотрудников и относительно небольших затрат на зарплаты.
Недостатками данный бизнес, несомненно, тоже обладает. В основном, это сложный процесс подготовки документов и поиска подходящей территории, которую не успели «перехватить» домостроители.
Кроме разрешения от государственных управлений, необходимо согласовать строительство автостоянки с местными жителями. Люди, не имеющие потребности в месте для парковки машины на ночь, могут не согласиться, отдавая предпочтение детским площадкам или зеленым зонам вместо парковки. Придется предложить им компромисс, взяв на себя обустройство территории в пользу жителей. Это могут быть скамейки, игровые площадки для детей и т.д.
Регистрация деятельности, документы
Независимо от типа автостоянки (открытая ли, закрытая, отапливаемая или не отапливаемая) процедура сбора документации единая. Чтобы открыть деятельность по парковке и охране автотранспорта, необходимо получить лицензию.
Список необходимых документов следующий:
- государственная регистрация – владелец автостоянки должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
- проект автостоянки, утвержденный городским комитетом архитектуры;
- договор аренды территории;
- разрешение на строительство от районного управления;
- официальное оповещение транспортного отдела о предстоящем строительстве автостоянки.
Также, потребуются заключения от таких ведомств:
- Роспотребнадзор;
- комиссия по охране природы;
- пожарная инспекция;
- санитарная инспекция;
- водоканал (по водостоку).
Сбор документации для открытия платной автостоянки – дело хлопотное, требующее времени, финансовых затрат, связей и некоторого профессионализма. Нужно быть к этому готовым.
Организация деятельности
Процесс организация платной автостоянки состоит из:
- тщательного поиска территории;
- определения целевой аудитории;
- подбора сотрудников;
- выбора типа будущей автостоянки;
- строительства площадки согласно нормативным требованиям, и т.д.
Для успешного бизнеса важно подойти к каждому вопросу серьезно. Ошибка может стоить дорого – вложения будут напрасны, бизнес не окупится.
Поиск территории
Поиск свободного участка земли в густонаселенных районах, где практически нет свободных от жилых комплексов мест, – дело сложное. Но именно в жилой зоне автостоянка будет всегда востребована.
Участок для организации стоянки можно арендовать или выкупить. Большой удачей будет найти и арендовать территорию, уже предназначенную именно для паркинга. Так можно избежать трудностей со строительством и эксплуатацией.
Очень важно чтобы поблизости не было конкуренции. Открывать третью-четвертую стоянку в округе – заведомо проигрышный вариант.
При подборе места для организации парковки нужно учитывать и площадь территории. По нормативным документам, для каждого автомобиля должно быть отведено 25 кв. метров. То есть, для автостоянки вместимостью в 100 парковочных мест, нужно выбрать территорию не менее 2500 кв. метров.
Также учтите возможность проведения к стоянке водоснабжения, электричества, канализации.
Целевая аудитория
При организации платной автостоянки важно ориентироваться на целевую аудиторию – жителей в округе. В основном, это люди со средним и выше среднего достатком. Они предпочтут благоустроенную охраняемую автостоянку с системой наблюдения.
Для привлечения клиентов и увеличения прибыли можно устроить дополнительный сервис:
- мойка машин;
- хранение сезонных шин;
- подкачка колес;
- прогревание двигателя.
Персонал для обслуживания автостоянки
Автостоянке необходима круглосуточная охрана. Для этого нужно принять в штат не менее 4-х охранников, которые будут работать посменно. Очень важно нанимать на работу добросовестных работников, без вредных привычек.
Для охранников понадобится помещение, с которого будет хорошо просматриваться вся территория стоянки, а также въезд. Там необходимо организовать минимальные удобства, в первую очередь – обогрев. Также желательно потратиться на автоматический подъем шлагбаума, иначе охраннику придется каждый раз выбегать, чтобы открыть ворота.
Кроме охраны, обязанностью сторожей является ведение учета – нужно отмечать время заезда и выезда авто, с подтверждением владельца в виде подписи.
Кроме охранников, потребуется бухгалтер и дворник. Заключение трудового договора снизит вероятность воровства и пьянства на стоянке в случае найма непорядочных работников.
Настенное размещение информации автостоянки
Для удобства пользователей на территории площадки стоит разместить следующую информацию:
- тарифы;
- рабочий распорядок автостоянки;
- правила;
- схема стоянки, с номерами мест;
- план эвакуации при чрезвычайных ситуациях;
- список номеров экстренных служб, а также владельца автостоянки;
- книга жалоб и предложений.
Выбор вида автостоянки
Открытие автостоянки возможно в нескольких вариантах:
- открытая;
- закрытая;
- для грузовых автомобилей;
- подземная;
- многоуровневая.
Открытая автостоянка – самый простой и дешевый вид. Такой стоянкой пользуются автомобилисты со средним достатком, каких большинство. Поэтому спрос очевиден. Для организации достаточно огражденной территории, системы видеонаблюдения и охранника. А это минимальные вложения.
Оплата за парковку автомобиля на открытой автостоянке минимальная, по причине отсутствия укрытия машины от природных влияний (снег, дождь, и т.д.).
Закрытая автостоянка – для тех автомобилистов, которые желают обезопасить автомобиль не только от угона, но и от негативных природных воздействий. Вложения в такую стоянку, по сравнению с открытой, в разы больше. Но цена услуги в данном случае ощутимо выше.
Подземная автостоянка – самый удобный вариант для открытия данного бизнеса в центральной или деловой части города. Причиной тому является трудность в поиске пустой территории на поверхности. Однако организация подземной парковки требует немалых вложений.
Грузовая автостоянка – самый прибыльный вид из перечисленных. Главным условием успешности является правильный выбор места. Это должна быть очень оживленная трасса, желательно рядом с заведением общепита и подальше от стоянок конкурентов.
Многоуровневая автостоянка – способ решения задачи, как на небольшом участке построить паркинг и разместить на нем сотни автомобилей. Это необязательно должена быть отдельная стоянка, её можно пристроить к сооружению или возвести над трассой. Многоуровневые парковки могут быть как наземными, так подземными и даже комбинированными.
Механизированные многоуровневые паркинги – доставка автомобиля до места производится с помощью автоматизированных подъемников. Строительство такой парковки требует высоких вложений. Самым важным вопросом в организации механизированной автостоянки является создание надежных конструкций и подъемников.
Кроме перечисленных, существует обогреваемый вид автостоянки. Открытие ее потребует серьезных вложений, а также времени и усердия для получения разрешительных документов. Спрос на такую парковку возрастает в зимний сезон. Целевая аудитория – автомобилисты с достатком выше среднего.
Нормативные требования к автостоянкам
Как к любому строительному проекту, к автостоянке имеются определенные технические требования. Игнорирование установленных нормативов приводит к большим штрафам.
Согласно нормам, при строительстве стоянки вблизи жилого дома необходимо соблюдать определенное расстояние от здания:
- 15 метров – для автостоянки, содержащей до 50-ти автомобилей;
- 50 метров – для стоянок с вместимостью более 100 транспортных средств.
Минимальное расстояние между рядами автомобилей должно быть не менее 7-ми метров.
Движение автотранспорта по площадке должно быть односторонним.
На автостоянке вместимостью более 100 мест не должно быть пересекающихся потоков.
Асфальт на автостоянке должен быть обработан специальным раствором, впитывающим машинное топливо.
Круглосуточная автостоянка должна быть освещена в соответствии с санитарными нормами.
Открытая площадка вместимостью более 50 парковочных мест должна иметь противоположный въезд и выезд. Менее 50 мест – разрешается организовать совмещенный въезд/выезд, шириной не менее 4,5 метра.
Во избежание споров на тему порчи автомобиля, лучше оборудовать территорию автостоянки системой видеонаблюдения.
В целях пожарной безопасности, закрытая площадка для парковки автомобилей должна обладать:
- несколькими выездами для эвакуации автомобилей;
- ограждением из невоспламеняющихся материалов;
- пожарным шлангом для устранения возгорания;
- огнетушителями;
- пожарным щитом.
Несмотря ни на что, многим владельцам автостоянок удается обходить некоторые из перечисленных требований. Впрочем, рисковать не стоит: закон есть закон.
Пример бизнес-плана автостоянки
Каковы будут первоначальные вложения для данного бизнеса? Это зависит от типа автостоянки, ее размера и расположения.
Расходы
Примерный расход на первоначальном этапе таков:
- оформление всех документов – 150 000 руб.
- строительное оборудование – 50 000-70 000 руб.
- асфальтное дорожное покрытие – 4000 руб.
- ограждение – 4000-5000 руб. за каждую конструкцию
- освещение – 500 руб. за каждую лампу
Приблизительные ежемесячные расходы:
- аренда территории – 100 000 руб.
- зарплата (6 человек для обслуживания парковки + бухгалтер) – 90 000 руб. + 7000 руб.
- оплата коммунальных услуг – 2000-3000 руб.
Итого: 200 000 руб.
Также стоит учесть возможные расходы на ремонт и замену оборудования площадки.
Доходы
Чтобы посчитать доходы от автостоянки, нужно ориентироваться на количество машино-мест:
- В среднем, с каждого места – 200 руб. в сутки.
- Выручка с сотни действующих мест – 20 000 руб. в сутки.
- Ежемесячный валовый доход – 600 000 руб.
Прибыль
Окупаемость данного бизнеса достигается, в среднем, за 18 месяцев.
Следует учитывать, что наполняемость стоянки первые месяцы равна 50%. С каждым месяцем, при отсутствии конкуренции и правильном расположении, клиентская база будет увеличиваться. 100% наполняемости стоянки обычно достигается за 8-12 месяцев.
Ускорить процесс привлечения клиентов поможет реклама. Еще до введения в эксплуатацию, следует распространить визитки с адресом или развесить объявления на соседних зданиях.
Подробный кейс от «Школы бизнесмена»: как открыть автостоянку, с чего начать, нормативные требования и пример бизнес-расчета:
Перед тем, как начать реализовывать бизнес-идею по открытию автостоянки, взвесьте всё, тщательно проанализируйте бизнес-план. Грамотная организация – залог успеха. Минимизируйте возможные риски. Нелишним будет принять в штат хорошего юриста. Удачи в бизнесе!