Декларация по УСН – это один из вариантов отчетности финансового характера, предназначенный для отображения финансовых результатов юрлиц и ИП, которые в течение календарного периода перешли на «упрощенку». В 2017 году «упрощенцам» нужно отчитываться в новом формате. Какие изменения произошли, и как изменился алгоритм подачи НД, стоит узнать заранее.
Основы налоговой отчетности
По сути, нулевая декларация – это обычный вид декларации, который разработан для «упрощенки» и который подтверждает, что у организации по результатам ее деятельности в отчетном периоде налоговая база для уплаты сбора отсутствует.
«Нулевка» оформляется частным предпринимателем тогда, когда его компания практически не работала в отчетном году, либо деятельность организации была убыточной. В первом случае речь идет о недавно зарегистрированных компаниях, которые еще не начали свою активную бизнес-деятельность. Тогда как во втором – о фирмах, которые не получили прибыль, а только убытки.
Любой из этих вариантов накладывает отпечаток на формат внесения данных в нулевую декларацию по УСН. Например, если фирма действительно не вела коммерческую активность, то нужно проставить прочерки в графах документа, которые предназначены для информации о налоговом размере и расчете налоговой базы.
Если же организация, которая «простаивает», приняла решение полностью прекратить коммерческую деятельность до завершения налогового временного периода, ей нужно подать декларацию за часть календарного периода.
Существует новый формат нулевой декларации, который начал действовать с 2017 года и который утвержден для юрлиц и ИП, функционирующих по упрощенной налоговой схеме.
Бланки нулевой декларации по УСН в новом формате Вы можете скачать здесь, в старом формате – здесь.
Правила заполнения
Существует мнение, что так как в «нулевке» нет расчетов, то ее заполнение не представляет сложностей ни для юрлиц, ни для начинающих ИП. Это не совсем так. Чтобы корректно оформить декларацию, необходимо внимательно изучить сам бланк отчетного документа и определиться с теми строками и графами, которые следует заполнить.
На первом листе необходимо внести следующие данные о компании (юрлице или ИП):
- ИНН или КПП (согласно регистрационной документации ИП или фирмы);
- цифру 0 в раздел «№ корректировки»;
- отчетный период (год, за который ИП или юрлицо проставляет данные);
- цифру 34 или 50 в раздел «налоговый период» (при этом 34 ставят, когда речь идет о календарном годе, а 50 – когда нужно проинформировать о реорганизации, закрытии фирмы или при смене режима налогообложения);
- код департамента ИФНС, в котором обслуживается юрлицо или ИП;
- код деятельности компании по ОКВЭД (указывается код приоритетной бизнес активности);
- ФИО предпринимателя, работающего как ИП, или наименование компании (если это юрлицо).
В качестве подтверждения правильности и достоверности предоставленной информации в финансовом отчете выступает подпись руководителя ООО или ИП. Обязательно нужно указать полностью ФИО лица, ответственного за заполнение документа, дату заполнения отчетного финансового документа и печать. Печать нужно поставить на заглавной странице в месте, которое специально выделено для печатного оттиска.
Следующая (вторая) страница налогового отчета по УСН должна включать такие данные, как:
- Объект, который поддается налогообложению (строка 001). Если объектом выступают доходы, то нужно выбрать цифру 1. Если же речь идет о «доходы минус расходы», то выбирают цифру 2.
- Код ОКТМО, который вносится в строку 010.
- Код бюджетного классификатора, вид которого зависит от данных, указанных в строке 001. Если в графе 001 указана цифра 1, то код бюджетного классификатора будет один, а если 2 – то другой. Эти данные вносятся в строку № 020.
Все остальные графы и строки страницы №2 можно и нужно заполнить прочерками.
И, наконец, последняя (третья) страница «нулевки» по УСН заполняется только в строке 201. В других графах и строках необходимо поставить прочерки. В строке № 201 нужно указать налоговую ставку, которую применяет конкретный ИП или конкретное юрлицо. Если в качестве объекта налогообложения выступают «доходы», то ставка будет 6%, если это «доходы минус расходы», то ставка равна 15%.
Ни в коем случае нельзя забывать про дублирование на второй и третьей странице данных о ИНН или КПП. Также нужно проставить дату и подпись ответственного лица.
Проанализировать этапность заполнения «нулевки» Вы можете, ознакомившись с образцом декларации.
Если у Вас остались вопросы по правильному заполнению данного документа, Вы можете посмотреть представленное видео:
Новый формат и старые бланки
После того как в прошлом (2016) году были анонсированы изменения в формате заполнения НД по УСН, все «упрощенцы» в новом 2017 году обязаны оформлять документ по-новому. Как показывает анализ, основные изменения касаются ИП, находящихся на упрощенной схеме «доходы».
В бланках для ИП появились новые пункты, где нужно указать сумму уплаченного и начисленного торгового сбора. Торговый сбор по УСН уменьшает авансы.
Обновленный вариант нулевой декларации позволяет указать действующую ставку в поквартальном формате. При этом регионы могут установить льготные ставки, которые снижаются до 1% для «доходов» и до 3% для УСН в формате «доходы – расходы». Если же речь идет о социально ориентированном или наукоемком бизнесе, то в ряде регионов существует такое понятие, как налоговые «каникулы» (нулевая ставка).
Более подробно об изменениях в УСН и новых требованиях к заполнению деклараций Вы можете узнать, просмотрев данное видео.
Как подать декларацию «нулевку»?
Существует несколько разрешенных законом способов подать нулевую декларацию в фискальный территориальный орган.
Можно подать отчетный документ в двух экземплярах лично. Один из экземпляров попадает в фискальный орган, а второй остается у налогоплательщика. Важно получить отметку на своем экземпляре документа, что декларация сдана.
Если возможности лично подать декларацию нет, то можно воспользоваться помощью представителя компании или ИП. Но для этого у лица, подающего «нулевку», должна быть при себе доверенность, оформленная на его имя и разрешающая проводить соответствующую процедуру.
Можно воспользоваться преимуществом Интернет-связи и подать декларацию в электронном формате. Это значительно сэкономит время, так как не придется идти в налоговый территориальный орган самостоятельно.
Провести сдачу финансового отчета можно и с помощью обычной почты. Для передачи декларации по традиционной почте лучше использовать формат ценного письма, предполагающего опись вложения и уведомление отправителя о том, что конверт доставлен, или заказного. Принимая решение о подаче финансового отчета по почте, нужно учитывать срок доставки, иначе есть риск подать отчетный документ с опозданием.
О сроках подачи документов
Подавать «нулевки» нужно в такие же временные рамки, что и обычные финансовые отчеты по УСН. Например, для юрлица декларация должна подаваться в ИФНС не позже 31 марта. Для предпринимателей, работающих как ИП, крайней временной точкой считается 30 апреля. Когда такая декларация подается позже указанных сроков, то и юрлицу, и ИП грозит штраф в сумме 1 000 руб. (ст.119 НК РФ).
В ситуации, когда задержка подачи «нулевки» превышает 10 дней, то налоговая служба может применить санкции в виде «замораживания» расчетного счета.
Подавать нулевую декларацию необходимо в обязательном порядке. Это правило утверждено для всех функционирующих субъектов коммерческой деятельности.
Правила оформления и заполнения, как и сроки подачи «нулевки» регламентированы письмом №СД-4-3/9567 ФНС РФ. В качестве законодательной основы для определения формата заполнения нулевой декларации, правил подачи, сроков и прочего используется Налоговый Кодекс РФ, а также письма и Постановления Фискальной службы.
Даже если деятельность ООО или ИП не привела за отчетный период к получению доходов, заполнять декларацию все равно придется. Отдельной формы для этого не существует, поэтому применяют обычный бланк, но не указывают в нем никаких сумм. Подавать декларацию должны и те ИП и фирмы, которые были зарегистрированы в последний месяц прошлого года.