Кейтеринг – один из удачных примеров превращения услуги в востребованный бизнес. Доставка еды имеет множество форм и видов, а в последнее время к ней добавляются новые формации. Начиная своё дело в данной сфере, следует разобраться с тем, какие услуги предоставлять и как организовать бизнес с минимальными потерями и максимальным оборотом.
Что это такое кейтеринг?
Само название кейтеринг произошло от ёмкого английского слова «cater», которое имеет несколько значений:
- доставлять еду;
- угождать;
- обслуживать;
- поставлять продовольствие.
Вышеуказанные переводы отлично отражают понятие, поскольку кейтеринг включает в себя не только приготовление и вывоз в точку проведения мероприятия блюд и напитков, но ещё и сервировку, обслуживание во время банкета, уборку после и многое другое.
По своей сути кейтеринг – это услуга доставки еды и обслуживания на ресторанном уровне в любом указанном клиентом месте.
Данная сфера неразрывно связана и с другими видами бизнеса:
- С ивент-компаниями. Фирмы по организации праздников и корпоративов могут включать в свои услуги доставку еды, или сотрудничать с кейтеренговыми организациями.
- С ресторанами. Многие сети питания предоставляют услуги выездных банкетов. Иным вариантом является ситуация, когда кейтеринговая фирма заключает договор на сотрудничество или исполняет заказ конкретного клиента, приобретая пищу у определённых кафе/ресторанов.
- С транспортными компаниями. Связь необходима, поскольку содержать свой автопарк на первых порах просто невыгодно.
- С туристическими фирмами. Данный пункт относится к популярным местам отдыха. В таких регионах обычно требуется доставка еды к достопримечательностям и точкам остановок на туристических маршрутах.
- С риелторами. Очень часто клиенты сами не знают, где хотят провести событие, но удивить участников мероприятия для них необходимо. В таком случае риелторы помогут найти подходящую площадку.
Не стоит забывать и о местных администрациях. Предоставляя им свои услуги, можно не только создать благоприятный имидж, бесплатно прорекламировать свои услуги, но и получить привилегированное право обслуживания городских и государственных мероприятий.
Кейтеринг особо востребован в городах имеющих широкую бизнес-прослойку, в связи с тем, что проводить корпоративы, деловые встречи и званные обеды собственными усилиями для уважающих себя компаний стало как минимум не серьёзно, а по сути, это способно сильно ударить по имиджу. Тем более экономисты, секретари, офисные клерки просто не могут знать всей специфики дела, хороших поставщиков и умелых профессионалов, а потому не способны обеспечить важное мероприятие достойным обслуживанием.
Как выглядит организация банкета и что собой представляет работа кейтеринговой компании можно посмотреть в видео-ролике:
Виды
Кейтеринг – услуга многогранная и постепенно захватывающая всё новые и новые функции. Потому существуют разные классификации данной деятельности, основная из них включает 6 видов кейтеринга:
- Кофе-брейк – короткий перерыв ради употребления пищи. Обычно включён в формат конференций, деловых переговоров, тренингов, семинаров. По времени он занимает 30-40 минут. Кухня включает чай, кофе, соки и другие безалкогольные напитки, фруктовые нарезки, печенье, сладости, канапэ, сэндвичи.
- Доставка обедов. Данный формат предполагает долгосрочный договор на курьерские поставки заранее обговоренных продуктов питания в офисы и на предприятия каждый день в условленное время.
- Буфетный кейтеринг. Создается ряд закусок и бар. Официанты обносят гостей напитками и едой. Иногда устанавливаются небольшие столики-подставки, на которых можно оставить пустую посуду или перекусить. Вариацией буфетного кейтеринга могут быть шведский стол, фуршет, коктейльная вечеринка.
- Пикники и барбекю. Они предполагают приготовление блюд на открытом воздухе, часто это действо сопровождается кулинарной анимацией, то есть для участников мероприятия устраивают показательные выступления поваров, демонстрирующих своё мастерство.
- Candy-бар. Чаще всего данный вид услуг связывают с детскими праздниками. Но он подойдёт и для девичников, дружеских встреч подруг, заседаний женских клубов. Гостям предлагаются кексы, капкейки, мармелад, печенье, торты, фрукты, чай, кофе. Большую роль в проведении сandy-посиделок играет единое цветовое и стилистическое оформление, поскольку женская аудитория очень ценит внимание к мелочам.
- Банкеты – сложный вид кейтеринга, который приносит больше прибыли. Это может быть проведение свадеб, дней рождения, религиозных праздников, вечеринок-сюрпризов, мероприятий, посвященных заключению крупных сделок и тому подобное. Обслуживание на банкетах предполагает полноценный ресторанный уровень, с несколькими сменами блюд, многочисленным обслуживающим персоналом, оформлением помещения, аниматорами, музыкальным сопровождением. Обычно такие события организуются совместно с ивент-фирмами.
В последнее время некоторые представители описываемой отрасли ввели услугу по доставке кальянов в свои прайсы.
Услуги
В рамках кейтеринга могут выполнятся следующие виды услуг:
- планирование меню;
- составление сметы;
- поиск, подготовка и оформление территории, где будет проводится мероприятие;
- проведение дегустации блюд и напитков для заказчика;
- предварительная демонстрация места проведения, элементов декора, и посуды;
- планирование – тщательно расписанная схема действий каждого работника;
- самостоятельная организация доставки персонала, кухни, продуктов к назначенному месту;
- сотрудничество и совместная координация с другими организаторами мероприятия (ивент-менеджерами, поставщиками, водителями, дизайнерами);
- закупка продовольствия;
- расстановка мебели и сервировка столов;
- готовка и подача блюд и напитков;
- обслуживание квалифицированным персоналом (повара, официанты, бариста, бармены, хостес, администраторы);
- использование своих элементов декора, столов, стульев, баров, посуды.
Осуществлять проведение и обслуживание мероприятий кейтеринговая компания может:
- в арендованных помещениях;
- в офисных зданиях;
- в частных домах/квартирах;
- в отелях;
- на природе;
- на различных видах транспорта – яхтах, поездах, самолётах;
- в некоммерческих организациях – военных частях, приютах, больницах, школах.
Приготовление блюд может происходить:
- заранее;
- вовремя мероприятия;
- комбинированным способом, что более всего подходит для проведения масштабных банкетов.
Вид кухни зависит от предпочтений клиента и его платежеспособности. Часто отдельно выделяют VIP-кейтеринг, который предполагает изысканную кухню, дорогое оформление и особо вышколенный персонал.
Что нужно для организации бизнеса?
Для создания кейтеринга с нуля нужны огромный энтузиазм, запас терпения и вера в собственные силы. И дело не в сложности проекта, а в невероятном количестве деталей, который следует учесть, чтобы компания имела, если не безупречную, то хотя бы достойную репутацию.
Дорогое оборудование лучше взять в аренду, если нет уверенности в быстрой окупаемости. К необходимым вещам относятся:
- 3-4 электрических чайника;
- качественная кофемашина;
- 2-3 сервировочных тележки;
- бар;
- фуршетный стол;
- 5-10 круглых столов;
- стулья обычные и барные;
- термоконтейнеры;
- переносные холодильники;
- полноценные наборы посуды;
- скатерти, полотенца, униформа официантов.
Стоит помнить про полное оснащение кухни по ресторанному образцу.
Для ведения дел на первое время будут нужны:
- несколько ноутбуков;
- принтер;
- 2-3 служебных мобильных телефона.
Сфера обслуживания связана с людьми, как с клиентами, так и с исполнителями. А значит велико влияние человеческого фактора, эффекта первого впечатления, а также личные коммуникативные способности персонала.
В зависимости от ценовых особенностей города, где открывается кейтеринговая компания, общий минимальный объём вложений варьируется от 50 до 100 тысяч рублей, .
Где искать деньги на открытие бизнеса – расскажет эта статья.
Открытие и оформление
Сначала составляется список услуг, пусть на первых порах он будет невелик. Тогда меньше вероятность допустить ошибки и безболезненно наработать опыт, постепенно наращивая обороты.
На основании списка услуг составляется примерный бизнес-план, если он вкладывается в существующий бюджет, то можно приступать к активным действиям:
- Первым этапом будет регистрация. Оформляются документы на получение статуса индивидуального предпринимателя или создания юридического лица. Подойдёт общество с ограниченной ответственностью. В будущем это гарантирует не более 6% отчислений в налоговую службу.
Подробнее о том, чем ИП отличается от ООО, читайте в этой статье.
- После, можно искать помещения под офис компании и кухню. Они могут находится как в одном здании, так и в разных концах города, благодаря современной мобильной связи и сети интернет расстояние не станет проблемой.
- Создав кухню и подобрав персонал (каждый работник должен иметь санитарную книжку), владелец компании по кейтерингу сталкивается с необходимостью получения разрешений санитарной службы и пожарной инспекции города.
Кухонное помещение должно иметь достаточно пространства, чтобы быть разделённым на:
- горячий цех;
- холодный цех;
- кондитерский отдел;
- холодильник;
- склад продуктов;
- подсобные помещения;
- душевые комнаты для поваров;
- туалет;
- комната отдыха для персонала.
Крупные заказы вряд ли будут поступать, если кейтеринговая компания приобретает еду в ресторанах. В данном случае велика возможность накладок, да и личные повара с собственной оригинальной кухней – это всегда отличный ход для маркетинговой политики фирмы.
Анализ спроса
Тем, кто решил создать кейтеринговую компанию без наличия клиентской базы, сначала необходимо ознакомиться с рынком спроса.
В зависимости от особенностей города, где организуется бизнес, следует выделить услуги, спрос на которые будет особенно велик, например:
- там, где много университетов, будут проводится вечеринки с баром и закусками;
- в крупном городе большое количество офисов, что указывает на частые корпоративы;
- курортные места не обойдутся без пикников и точек питания на туристических тропах.
Важную роль для понимания особенностей кейтеринга играет вопрос сезонности:
- лето – период пикников, банкетов на природе, свадеб и выпускных;
- осень также богата на торжества, посвященные бракосочетаниям, но добавляются студенческие праздники, выездов за город становится меньше, зато прибавляются научные и бизнес-семинары, конференции, деловые встречи;
- зима – время новогодних корпоративов, и прочих мероприятий в закрытых помещениях;
- весна начинается офисными празднованиями Международного женского дня, в мае – детские праздники (выпускные в младших классах и детсадах).
В целом можно выделить несколько «жарких» периодов. Это конец декабря-начало января (Новый год и Рождество), начало марта и июнь-июль. В остальное время нагрузка имеет средний характер.
Работа по франшизе
Тем, кто владеет необходимым капиталом, но не желает решать организационные вопросы, не имея опыта в данной сфере, лучше приобрести франшизу. Средняя окупаемость при таком выборе наступает через 1-2 года, к тому же она даёт целый ряд преимуществ:
- раскрученная марка и узнаваемый фирменный стиль делают ненужными рекламные акции;
- оптимизированные и стандартизированные схемы работы;
- помощь в закупке оборудования, мебели, посуды у конкретных поставщиков и проведении первых мероприятий;
- готовые утверждённые и одобренные технологические карты блюд;
- обучение персонала;
- быстрое внедрение новинок;
- регулярные консультации и семинары по важным вопросам.
Как избежать ошибок?
Даже правильно всё организовав, набрав профессионалов, проведя качественную рекламную компанию, можно допустить ряд ошибок:
- Отсутствие гибкости. Каждое мероприятие индивидуально, поэтому и подход должен хоть немного, но отличаться. Многие начинающие владельцы кейтерингового бизнеса стремятся к излишней стандартизации, что приводит к утрате большого количества клиентов.
- Неоправданная экономность. Стремясь окупить вложения как можно быстрее, некоторые нанимают поваров с малым опытом работы на должность шефов кухни, закупают дешёвые продукты, низкокачественную посуду и текстиль. Всё это отражается на получаемых клиентом ощущениях от праздника. А так как в странах СНГ одной из наиболее сильных пиар акций по сей день остаётся «сарафанное радио», то обидев заказчика не стоит ждать активизации спроса.
- Слабый менеджмент. Правильно перевести переговоры и организовать процесс, может только умелый и опытный специалист. Он не будет потакать всем необдуманным желаниям клиента, сможет привести диалог к компромиссу, найти компании для сотрудничества, расписать план действий для каждого члена персонала. Таких сотрудников стоит уважать и ценить, они создают репутацию бизнесу.
- Не соизмерять масштабы. Если существующая кейтеринговая фирма только начала свою работу, а ей предлагают провести банкет на 300 персон, то возможно лучше отказаться. На первых порах стоит набивать руку на более простых заказах – доставке обедов, кофе-брейках, шведских столах и т.п.
- Учитывая объёмы вложений, большинство молодых фирм по доставке еды и обслуживанию мероприятий, не берутся за заказ, если его цена ниже 500 долларов.
Особо сложны в организации крупные банкеты на природе. Нужно учесть огромное количество переменных в том числе плохую погоду.
Подробнее о том, что собой представляют услуги кейтеринга, какие в этом деле существуют подводные камни, насколько велика конкуренция, чем кейтеринг отличается от ресторанного бизнеса можно узнать посмотрев видео:
Кейтеринг – это сложный, но интересный бизнес имеющий множество видов, связан с крупными капиталовложениями, финансовыми рисками и сложным менеджментом. Но, он становится всё более популярным и востребованным в нашей стране, что позволяет предполагать его высокую рентабельность.