Рыба – один из самых популярных и востребованных продуктов на территории любой страны. Рыбная продукция пользуется спросом независимо от того, в каком регионе осуществляется её продажа. Поэтому бизнес-план на открытие торговой точки по реализации рыбы имеет более высокие показатели на успех, чем другие идеи аналогичного типа.
Особенности, достоинства и недостатки открытия рыбного магазина
Главное преимущество рыбного магазина – гарантированная популярность. Согласно мировой статистике, только 20% человек не употребляют рыбную продукцию. По данным на 2016 год, на территории России уровень продаж рыбной продукции составляет 15 килограмм на человека, при том, что это один из самых низких показателей в мире. Таким образом, открыв бизнес по продаже рыбы, почти гарантировано можно получить прибыль.
Среди прочих достоинств рыбной продукции, положительно отражающихся на реализации бизнес-плана, выделяются:
- разнообразие (виды рыбы значительно превосходят по числу типы мяса);
- минимальный размер стартового капитала для открытия торговой точки;
- быстрая окупаемость.
К числу преимуществ также относится наличие процента населения, ведущего здоровый образ жизни. Опрос показывает, что такие люди стабильно употребляют рыбу от 2 до 3 раз в неделю. Благодаря им обеспечивается минимальный процент покупателей.
В список недостатков данной сферы входят:
- большая конкуренция;
- рыба – скоропортящийся продукт;
- необходимость размещения торговой точки в месте с большой проходимостью.
Молодым предпринимателям придётся составить грамотный бизнес-план, чтобы обеспечить прибыль от продаж рыбы на фоне более опытных конкурентов. Потребуется заранее посчитать объём товара, который будет реально реализовать до того, как он испортится. Также понадобится крупная сумма на аренду или покупку помещения в зоне с большим потоком людей.
Регистрация, документы
Для открытия рыбного магазина потребуется регистрация Организации с ограниченной ответственностью или индивидуального предпринимателя. Первый вариант необходим для крупного супермаркета, второй – для небольшого магазина.
О преимуществах и недостатках ИП и ООО расскажет эта статья.
Заявление подаётся в налоговую. Заявителю предоставляется форма анкеты, в которой он должен указать личные данные, после чего предоставить список необходимых документов. Обязательно указывается название будущего предприятия.
Дополнительно необходимо получить разрешение от Роспотребнадзора. На основе санитарно-эпидемиологической проверки выдаётся документ, подтверждающий допуск к торговле скоропортящимися продуктами, в числе которых состоит рыба.
В списке необходимых документов также значатся:
- программа по санитарно-производственному контролю;
- договор на утилизацию отходов;
- подтверждение противопожарной безопасности.
Последний документ выдаётся на основе пожарной инспекции помещения. Полноценный перечень необходимых условий указывается сотрудниками Роспотребнадзора. Базовый список включает задокументированные подтверждения:
- минимальная площадь торгового зала – 25 квадратных метров;
- наличие горячего и холодного водоснабжения;
- обустройство вентиляционной системы.
Также потребуется договор аренды в случае использования чужого помещения. При заключении договора обговариваются не только сроки, но и возможность продления. Если она не предусмотрена, описанную процедуру придётся проводить заново.
Как выбрать помещение
Помещение для магазина должно иметь площадь от 30 до 45 квадратных метров. Для обустройства супермаркета рекомендуется арендовать помещение в центральной части города. Если запускается частный магазин небольших размеров, спальный район – более подходящий вариант для размещения. Небольшой магазин не сможет конкурировать с крупными торговыми точками, а в отдалённом районе больше привлечёт внимание местных жителей.
Также следует обратить внимание на то, какие магазины расположены вблизи. Не стоит открывать рыбный магазин рядом с уже существующими торговыми точками, реализующими аналогичный товар. А вот близкое расположение алкогольного магазина – дополнительное преимущество.
Если удастся разместить рыбный магазин рядом с рынком – уровень прибыли гарантировано повысится на 20%.
Обустройство выбранного помещения должно включать:
- внутренний водопровод с канализацией (допускается централизованное горячее водоснабжение, подогрев – нежелателен);
- отдельную исправную вентиляцию;
- отсутствие жилых квартир (обустройство рыбных магазинов в жилых домах находится под запретом);
- основную торговую площадку, складское помещение, отдельную комнату для обработки продукции, санузел.
Магазин рекомендуется обеспечить комнатой для отдыха. Но этот совет не относится к обязательным требованиям.
Рыбные магазины, расположенные на втором и выше этажах, теряют больше половины покупательской аудитории. Здание магазина должно иметь условия для удобного подвоза и выгрузки товара. В данном случае существенным преимуществом является наличие задней двери.
Открыть торговую точку можно также в пределах супермаркета, арендовав необходимую площадь. Этот вариант обеспечит большую проходимость людей, но его недостаток заключается в высоких затратах.
Необходимое оборудование
Условия хранения и тип обработки для различных видов рыбы отличаются. В связи с этим подбор оборудования зависит от того, какая именно продукция будет продаваться. Для организации универсального рыбного магазина потребуется покупка:
- морозильного ларя;
- холодильного шкафа;
- металлического стеллажа с несколькими секциями;
- ящиков для склада (не менее 10 штук);
- холодильной гастрономической витрины;
- морозильной витрины;
- производственных столов (не менее 2 штук);
- торговых весов (не менее 2 штук);
- слайсера (прибора для автоматической нарезки продукции);
- кассового оборудования.
Если планируется открытие крупного магазина с большим потоком покупателей, рекомендуется организовать систему видеонаблюдения. Для работы в летний период обязательным условием является кондиционер. Снизить количество пропавшей рыбы можно, установив в магазине коптильную камеру.
Узнать подробнее, как организовать копчение рыбы при магазине, получив от этого дополнительную прибыль, можно, посмотрев данное видео:
Составление ассортимента
Чем шире ассортимент рыбного магазина, тем большим спросом он пользуется. Для удовлетворения потребностей широкой аудитории покупателей, в торговой точке должна осуществляться продажа:
- рыбы в разном состоянии (замороженном, солёном, вяленом, копчёном);
- икры;
- креветок, мидий, раков и других морепродуктов.
При открытии магазина не рекомендуется сразу завозить живую рыбу. Такой товар не всегда пользуется спросом, поэтому следует ориентироваться в зависимости от желаний покупателей. Наряду с перечисленным товаром в магазине можно продавать:
- приправы;
- соусы;
- консервы.
Формирование постоянного ассортимента осуществляется постепенно. Первоначально приобретается максимально широкий объём различной продукции в небольшом количестве. По истечении определённого периода формируется статистика, в которой отмечается популярность каждого вида продукции, после чего составляется план по закупке нужных объёмов товара.
Ценовая политика
Стоимость продукции определяется местоположением рыбного магазина. Как правило, большинство людей, проживающих в центральной части города, лучше финансово обеспечены, чем жители других районов. Поэтому для продаж в центре можно выбирать дорогие сорта рыбы. Если же торговая точка работает в окраинных районах, спросом будет пользоваться дешёвая продукция.
Большая часть потребителей ориентируется на доступную стоимость. Не стоит ставить цены в убыток себе, но слишком завышать стоимость товара также нельзя. Рекомендуемый показатель наценки составляет от 25 до 30%. Этот вариант позволит:
- возместить собственные затраты;
- получить прибыль;
- привлечь широкую покупательскую аудиторию.
Статистические данные показывают, что указанный уровень наценки обеспечивает показатель продаж от 70% до 100%. Малоопытные предприниматели считают, что более высокая наценка даст большую прибыль. Но данное мнение является ошибочным. Высокие наценки снижают количество покупателей, а вместе с ним – рентабельность предприятия. Таким образом, убыток наоборот увеличится.
Персонал
На работу следует нанимать людей, имеющих опыт в сфере торговли. Рекомендуется трудоустраивать тех, кто уже ранее занимался продажей рыбы. Такие люди знают ассортимент и его особенности, и в случае необходимости смогут ответить на вопросы покупателя. Образованный персонал – один из способов повысить продажи.
В открывшихся магазинах должность администратора обычно занимает владелец. Так проще определить имеющиеся недостатки, а также организовать работу. В дальнейшем на эту должность можно нанять специального работника.
Следует убедиться, что сотрудники соответствуют таким качествам, как:
- вежливость;
- общительность;
- наличие образования (желательно математического).
Даже если в магазине установлена отдельная касса, персонал, обслуживающий покупателей, должен уметь быстро и правильно посчитать вес и стоимость продаваемой продукции.
Для поддержки чистоты в магазине нужно нанять уборщицу. Не рекомендуется данные обязанности возлагать на продавцов, поскольку значительно сэкономить денежные средства на этом не получится, а дополнительные проблемы возникнут.
Количество продавцов должно составлять от двух до трёх человек, работающих посменно. Следует проверить, имеются ли санитарные книжки у сотрудников, работающих в магазине.
Нанимая на работу людей, проживающих рядом с магазином, можно снизить риск опозданий.
Выбор поставщика
Поставщик должен соответствовать комплексу условий, основным из которых является надёжность. Организация, занимающаяся доставкой рыбной продукции, должна осуществлять подвоз товара точно в указанный срок. Рекомендуется пользоваться услугами проверенных компаний, имеющих хорошую репутацию.
Многие рыбные магазины пользуются услугами оптовых баз. Даже если данная организация расположена далеко от населённого пункта, в большинстве случаев рыбная продукция там достаточно дешёвая, поэтому даже при затратах на доставку, можно сэкономить.
Некоторые организации предоставляют услуги по доставке. Если удастся найти такую компанию, это будет дополнительным плюсом.
На территории крупных населённых пунктов обычно имеются частные пруды. Можно договориться с их владельцами о разведении и поставках рыбы.
Реклама
Размер прибыли зависит не только от качества продаваемой продукции, но и от рекламы. Она должна соответствовать ряду условий:
- быть яркой и содержательной;
- размещаться на билбордах;
- периодически обновляться;
- указывать на наличие акций и скидок;
- охватывать Интернет.
Но в данном случае следует учитывать важный момент – нельзя размещать слишком большое количество рекламы, поскольку такой ход может, наоборот, отпугнуть покупателей. Лучше разместить одну дорогую рекламу в центре города, чем несколько дешёвых во дворах и отдалённых районах.
Расчёт затрат на открытие рыбного магазина
Средний размер стартового капитала для открытия рыбного магазина составляет от полумиллиона рублей. Список растрат представлен следующим образом:
- покупка и монтаж необходимого оборудования – 200 тысяч рублей;
- сбор и оформление документов – 10 тысяч рублей;
- закупка товара – 90 тысяч рублей;
- аренда помещения – 200 тысяч рублей (оплачивается за 2 месяца сразу);
- реклама – 35 тысяч рублей.
Дополнительно следует выделить около 15 тысяч рублей на непредвиденные расходы. Сэкономить на затратах можно, купив подержанное оборудование. Содержание рыбного магазина в среднем обходится на сумму 300 тысяч рублей. В ежемесячные затраты входят:
- аренда помещения – 100 тысяч рублей;
- оплата коммунальных услуг – 35 тысяч рублей;
- оплата налогов – 50 тысяч рублей;
- выплата заработной платы сотрудникам – 80 тысяч рублей;
- закупка товара для продажи – от 20 тысяч рублей.
Рекламу периодически потребуется обновлять, а также иметь сумму на случай непредвиденных расходов.
Рентабельность: выгоден ли бизнес, возможные риски
Первоначально доход от рыбного магазина не будет окупать затраты. Поэтому сумму стартового капитала следует рассчитывать с запасом. Если товар имеет высокое качество, наценку можно поднять выше 30%. Период окупаемости рассчитывается от дохода, и варьируется от одного до двух лет.
Для успешного проекта рентабельность составляет до 45%. Но чтобы поддерживать магазин, получая с него прибыль, достаточно будет 9%. Если начальный показатель составит 19% – для молодых предпринимателей это хороший результат.
Показатель рентабельности может колебаться, поскольку продажа рыбы сопровождается рядом рисков:
- продукция может испортиться до полной продажи;
- несоответствие стоимости аренды помещения проходимости покупателей;
- проблемы с конкурентами.
Открытие рыбного магазина – выгодный бизнес. Но прибыль можно получить лишь при грамотной реализации идеи. При отсутствии опыта наиболее оптимальный вариант – воспользоваться услугами профессионалов. Этот шаг значительно снизит риски.