Жители российских городов облюбовали транспорт – маршрутное такси, отличительной особенностью которого является быстрота и комфорт. Люди охотно им пользуются, и даже отсутствие льгот на проезд не останавливает их. Вместе с увеличением спроса растёт и популярность маршрутного бизнеса.
Многогранный бизнес
Среди других видов городского транспорта маршрутные такси – в лидерах. Их количество превосходит остальные в несколько раз. Только в российской столице около нескольких десятков тысяч маршруток. Если бы этот вид бизнеса был невыгодным, он бы не расширялся с такой скоростью. Именно в этом кроется ответ на вопрос для тех, кто ещё сомневается, стоит ли открывать маршрутный бизнес.
Кроме основного дохода от сбора платы за проезд, владелец такого бизнеса может рассчитывать на дополнительный доход из следующих источников:
- В салоне маршрутки размещается реклама в различных формах: плакаты, буклеты, визитки. Используются при этом места салона, с которых она более выгодно представлена пассажирам. За время передвижения от одной до другой остановки, человек может подробно изучить информацию и даже записать контакты. Рекламодатель оплачивает владельцу маршрутки за размещение своих материалов.
- Наружная поверхность транспортного средства также может стать местом для рекламы. Наносится рекламная информация на специальную плёнку, которой покрывается автомобиль. Такая красочная, броская информация обходится рекламодателю недёшево, но даёт высокий эффект, что выгодно обеим сторонам.
- Заказные перевозки. Это могут быть экскурсионные маршруты, свадебные торжества и иные мероприятия, требующие перемещения групп людей.
Основные этапы организации маршрутного бизнеса
Прежде всего, необходимо уточнить все нюансы в транспортной инспекции в плане наличия необходимой документации и выполнения условий. От будущего предпринимателя потребуется, чтобы его автомобиль соответствовал техническим требованиям, предъявляемым для пассажирского транспорта, и мог перевозить не менее 8 человек. Понадобится также подобрать в штат сотрудников с необходимой квалификацией: водители, диспетчеры и медработник.
После оплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу основного документа российским Министерством транспорта выдается лицензия, которая действует 5 лет. Размер пошлины зависит от региона. Он может быть различным в зависимости от масштабов населённого пункта: от 350 до 500 долларов. По каждой транспортной единице ведётся отдельная учётная карточка.
Подготовка к выдаче лицензии длится до 1 месяца. За ведением бизнеса без лицензии последует административное наказание – крупный денежный штраф.
Маршрутное такси может быть организовано, как индивидуальное предпринимательство или общество с ограниченной ответственностью.
В чём преимущества ИП перед ООО – расскажет эта статья.
Пакет документов
Чтобы открыть частное маршрутное такси, нужно собрать такие документы:
- устав;
- договор учредителей;
- государственная регистрация (свидетельство);
- свидетельство о постановке на учёт;
- присвоенные коды статистическим управлением;
- реквизиты банка;
- арендный договор на использование места для стоянки автомобилей;
- адреса – юридический и физический;
- технические паспорта на автомобили;
- документы, подтверждающие прохождение технического осмотра транспортных средств;
- водительские права, трудовые книжки принятых на работу водителей.
Покупка пассажирского автотранспорта
Существуют основные критерии при выборе транспорта для открытия маршрутного агентства, но они подлежат корректировке в соответствии с финансовыми возможностями будущего бизнесмена.
Стоит учесть, что даже при самом ограниченном стартовом капитале приобретать подержанные автомобили нерационально. Об этом предупреждают владельцы подобного бизнеса, имеющие многолетний опыт.
Необходимо сделать расчёты и сравнить расходы на покупку нового автомобиля и подержанного, но учесть вероятность частых поломок. Каждый ремонт будет требовать затрат на запчасти и услуги автослесаря, что может оказаться крайне невыгодно. Тем более, на время ремонта придётся снять данный автомобиль с маршрута, что влечёт за собой солидную потерю дохода. В итоге, экономия сведётся к нулю, и вполне возможен перерасход средств.
В маршрутном бизнесе понадобятся автомобили, способные справиться с колоссальными нагрузками, одолевать огромные расстояния, причём делать это целый день или даже круглосуточно.
Не все даже новые автомобили могут справиться с такими расстояниями и длительностью их эксплуатации. Самыми распространёнными и адекватными по цене пока остаются Газели. За ними идут Ford Transit (18 мест) и Mercedes-Benz Sprinter (19 мест).
Первые остаются лидерами продаж из-за более доступной цены, однако они не являются идеальными в плане вместимости и наличия комфортных условий для пассажиров и не очень «покладисты» в эксплуатации.
Прежде чем выбрать самый недорогой вариант, нужно тщательно взвесить все «за» и «против». Эксперты и опытные бизнесмены рекомендуют не экономить на транспорте. Намного разумнее использовать лизинг, чем приобрести дешёвую подержанную Газель.
Маршрут на перевозки
Маршрут не обязательно разрабатывать самому, достаточно обратиться в местные органы власти и получить готовый. Прежде всего, придётся поучаствовать в конкурсе на перевозки по конкретному маршруту, которые периодически организовывает городская администрация.
В этом есть свои плюсы, ведь «накатанный» маршрут гарантирует наличие пассажиров, а значит, и получение дохода. Чтобы выиграть в конкурсе, нужно предложить оптимальные тарифы, комфортные условия для людей, доказать, что ваш автотранспорт самый надёжный и безопасный.
При разработке собственного маршрута нужны точные расчёты рентабельности, детальный анализ относительно реального количества пассажиров. Если всё хорошо продумать, провести рекламную кампанию, можно рассчитывать на высокий доход ввиду отсутствия конкурентов.
Единственный минус – придётся подождать, ведь некоторое время пассажиров будет не слишком много, и возможно, доходы не перекроют расходы. Однако так будет только первое время, если расчёты сделаны правильно, и в данном населённом пункте достаточно жителей, нуждающихся в городском транспорте.
Персонал маршрутного такси
Качественный уровень кадрового состава предприятия – важнейшее условие для успешного развития бизнеса и гарантия комфорта и безопасности для людей
.
Минимальный состав маршрутного транспортного агентства включает не менее четырёх сотрудников:
- Водители, имеющие категорию В лучшем случае, чтобы их опыт был не менее 5 лет. Их количество соразмерно с количеством транспортных единиц и насыщенностью маршрута (для посменной или подменной работы понадобится дополнительная единица).
- Диспетчер.
- Бухгалтер, он же кассир.
- Медработник.
Владельцу бизнеса желательно самому контролировать поведение сотрудников, состояние автотранспорта.
Оплата труда водителей обычно устанавливается на уровне минимальной, к ней прилагается доплата за классность, переработку по времени и прочие стимулирующие доплаты. Такой подход имеет смысл, ведь сотрудник будет заинтересован получить больше и будет стараться выполнить предложенные ему условия.
Бизнесмен, достигший высокого уровня в таком деле, использует наработанный опыт. Он понимает, насколько важно подобрать «правильных» людей. Весь коллектив должен работать, как единый механизм, поэтому, кроме профессионализма, нужны такие качества, как взаимовыручка, уважение, добропорядочность и чувство ответственности.
Подсчёт рентабельности бизнеса
Если сделать расчёт, взяв за основу расходы и доходы с одной транспортной единицы за 1 день, можно определить чистую прибыль:
- выручка с одной маршрутки – 2 200 тыс. руб.;
- эксплуатационные расходы – 1 000 тыс. руб.;
- зарплата – 500 руб.;
- иные расходы –470 руб.;
- прибыль – 230 руб.
Это лишь приблизительный пример. Невозможно предложить идеальные расчёты, ведь каждая ситуация с бизнесом отличается рядом факторов: количество транспортных средств, размеры налогов, которые зависят от масштабов автопарка, нормы расхода топлива в зависимости от марки автомобиля.
Если к основным доходам добавить суммы, полученные из дополнительных источников, о которых упоминалось в начале текста, то прибыль будет значительно выше. Таким образом, проведённый анализ ожидаемых доходов в сравнении с первоначальными затратами, позволит подсчитать, за какой период окупится данное предприятие.
У разных бизнесменов будут различные цифры, но каждый из них стремится, чтобы его бизнес был более рентабельным. После того, как будут возвращены вложенные средства, наступит период становления бизнеса. С этого момента желательно ввести статью расходов на развитие, ведь этот вид предпринимательской деятельности требует постоянного совершенствования. Стабильная техническая поддержка автотранспорта, приобретение новых автомобилей и т. д.
Бизнес-план
Без бизнес-плана любое предприятие обречено на провал, тем более такое, как частное маршрутное такси. Этот документ должен содержать основные разделы, касающиеся воплощения идеи в реальность. Первостепенными из них являются экономические вопросы (расчёты расходов и доходов), работа с персоналом, развитие транспортного парка.
Как грамотно составить бизнес-план – читайте тут.
В бизнес-плане предусматриваются сроки получения ожидаемой прибыли – ближайшие и на перспективу. Этот документ является инструментом для достижения поставленной цели.
Владелец маршрутного бизнеса должен периодически корректировать план сообразно сложившейся ситуации на конкретный момент. Нюансы, требующие внимания при составлении бизнес-плана:
- Делая экономические расчёты, следует учитывать расходы на аренду помещения, если владелец не имеет собственного. Важно знать, что более выгодно арендовать такие объекты за чертой города, где они значительно дешевле.
- При условии создания масштабного предприятия, наличия большого количества единиц автотранспорта, целесообразно заключить соглашения по оптовым поставкам топлива и запасных частей.
- Разработка маршрута желательна с учётом максимального потока пассажиров. Отдавать преимущество городским маршрутам с качественными автодорогами, что положительно отразится на уровне обслуживания людей и состоянии транспорта. Кроме того, по хорошим дорогам значительно экономнее расходуется топливо.
- Изучение ниши, борьба с конкуренцией, максимальный уровень которой наблюдается на городских маршрутах. Анализ работы конкурирующих компаний.
- Пригородные и междугородние направления менее конкурентны. Однако наряду с этим здесь меньший поток пассажиров, и дороги могут быть в плохом состоянии. Сравнить этот и предыдущий аспекты, сделать соответствующий вывод при планировании.
- Определиться с оптимальной стоимостью за проезд. Она должна быть доступной для пассажиров, но рентабельной для бизнеса.
При условии наличия первоначального капитала, грамотно разработанных финансовых расчётов, качественного состава персонала можно всегда рассчитывать на успех. Главное – желание создать стабильное маршрутное агентство и воля к действию, а ещё – не бояться первых неудач, ведь они случаются в любом деле.