Руководить, то есть принимать решения о распределении ресурсов, можно только на основе достоверной и своевременной информации. Эта информация должна быть корректной и поступать достаточно оперативно. Именно для этого и служит официальный документ под названием «докладная записка», о которой вы узнаете далее.
Что это за записка?
Докладная записка является стандартной канцелярской формой передачи информации «снизу-вверх» – от нижестоящих сотрудников к руководству. В докладных записках описываются критические события, происходящие мероприятия и общее состояние фирмы. Опираясь на докладные, менеджер может сделать более точный анализ положения дел в организации и отдавать адекватные команды.
Создание докладной может быть задумкой и самого подчиненного, и его непосредственного руководства. Если инициатива исходит от менеджмента, то часто указание выполнить эту работу доводится до подчиненного в устной форме.
Существуют и другие виды записок для делового общения. Нельзя путать их с докладной, поэтому рассмотрим их популярные виды:
- Служебная записка – используется для передачи информации между отделами или сотрудниками, не состоящими в прямом подчинении друг другу. Так могут выражаться некие просьбы о сотрудничестве или уведомления о происходящих событиях внутри организации, поэтому такую форму нельзя считать докладной запиской.
- Объяснительная записка, в которой обычно сотрудник объясняет руководству свои действия, чаще всего такие, которые привели к нарушению нормальной работы организации. Это тоже не является докладной.
Ниже вы сможете просмотреть ролик, в котором объясняется, в чем разница между докладными и служебными записками:
Следует учитывать, что докладная записка является серьезным юридическим документом. Возможно, что в будущем вам придется ссылаться на нее при судебных разбирательствах, поэтому относитесь к ее содержимому внимательно.
Виды докладной записки
Существует условное разделение докладных по тематике, примерное направление которых понятно из названия:
- Отчетные. Чаще всего применяются именно такие докладные. Их составление заранее регламентируется вышестоящей структурой для контроля над параметрами, которые регулярно нуждаются в несложном, но непрерывном контроле.
- Инициативные. Подаются руководству нерегулярно в случаях, когда у подчиненных есть предложение по рационализации или оптимизации процессов на предприятии.
- Информативные. Пишутся для уведомления вышестоящих сотрудников о неких резких изменениях (часто негативных) в налаженной работе отдела или фирмы. В таких случаях обычно требуется быстрая реакция руководства, чтобы не понести потери либо не упустить возможную прибыль.
Вне зависимости от тематики, документ может быть:
- Внутренним. Для решения вопросов, возникающих внутри учреждения, применяются внутренние докладные. Решения после их рассмотрения принимают собственные сотрудники организации.
- Внешним. Внешняя докладная составляется для посторонней организации, которую стремятся вовлечь в процессы, происходящие в собственном учреждении.
Как составляются такие докладные записки, рассмотрим далее.
Как написать внутреннюю докладную?
Внутренние докладные обычно пишут на простых листах бумаги. Перечислим обязательные составляющие и укажем их традиционное расположение:
- Кому предназначена докладная (кто должен будет принимать решение) – справа вверху, в дательном падеже.
- Информация о лице, составившем документ с непременным указанием отдела (подразделения). Указывается также справа, ниже предыдущей части, в дательном падеже.
- Название документа – «Докладная записка» – в центре листа (после названия точка, двоеточие и другие знаки препинания не ставятся). Если тема докладной стандартная (о прогуле, о предложении, о премировании) – можно сразу ее добавить под заглавием.
- Регистрационный номер и дата (если этого требует внутреннее делопроизводство).
- Возможно упоминание побуждений, вызвавших составление записки.
- С абзаца – констатация, то есть изложение сложившейся в каком-либо процессе ситуации с точки зрения респондента (факты, события, обстоятельства, хронология, причинно-следственные связи).
- С нового абзаца – аналитика, то есть точное описание проблем, уже существующих или возможных в будущем, как это представляется докладчику (иногда приводятся потенциальные возможности, которые пока не используются, однако могут послужить на благо организации).
- С новой строки – рекомендации, то есть пути устранения проблем или предложения по минимизации потерь, если избежать негативного воздействия неких факторов невозможно (либо оптимальный путь по освоению незадействованных ресурсов).
- Дата, число, персональные данные докладчика – подпись, должность, инициалы (ФИО).
Пустой бланк документа можно загрузить здесь.
Наиболее популярные формы такой докладной записки рассмотрим ниже.
О нарушении трудовой дисциплины
Такой документ является очень серьезным, ведь на его основании может быть:
- вынесено дисциплинарное взыскание (выговор);
- понижение сотрудника в должности;
- запущена процедура увольнения сотрудника по соответствующей статье Трудового Кодекса РФ;
- открыто судебное разбирательство.
Само собой, такая информация является внутренней, так что нежелательно ее проникновение за пределы учреждения.
В основном тексте должно быть совершенно четко и конкретно указано, в чем провинился работник. Еще лучше, если прямо приводятся статьи Трудового Кодекса РФ и правила внутреннего распорядка, нарушенные сотрудником.
В тексте обычно присутствует упоминание о том, что сотрудник дал объяснения своему поведению в объяснительной записке, с указанием номера, даты и других идентификаторов этого документа. Если же такой объяснительной нет, это тоже указывается.
Образец внутренней докладной записки о том, что работник нарушил трудовую дисциплину, поскольку не был на рабочем месте, можно скачать тут.
О невыполнении должностных обязанностей
Как правило, за невыполнение должностных обязанностей следует наказание работника в виде привлечения к дисциплинарной ответственности. Его формами могут быть:
- невыплата премии;
- штраф;
- выговор;
- понижение в занимаемой должности.
Образец докладной записки о невыполнении должностных обязанностей предлагается загрузить здесь.
Сотрудник вправе подать в суд на работодателя, если посчитает наказание несправедливым или чрезмерным, поэтому при составлении докладной необходима точность формулировок и выверенность предъявляемых требований, например, со ссылкой на внутренний распорядок работ.
О премировании
Такая форма докладной применяется в случаях, когда сотруднику назначается премия. В основном тексте расписывается, за какую работу назначается премия и в каком размере. Скачать образец такого документа можно тут.
Как составить внешнюю докладную?
Такие документы оформляются на фирменном бланке с обязательным указанием реквизитов и контактных данных компании. Эмблема на бланке поможет получателю быстрее понять, с кем он имеет дело. Для подтверждения достоверности документа должна быть поставлена синяя печать предприятия.
Так как деловая бумага будет отправляться во внешний мир, то требования к ее наполнению такие:
- Название организации-получателя. Сокращения и пропуски не допускаются (справа вверху).
- Должностное лицо, которому направляется документ (обычно «Генеральному директору» или нечто подобное) – под предыдущей частью.
- Название организации-отправителя, также без сокращений и пропусков (слева вверху).
- Полное официальное название документа (докладная записка о командировании сотрудника, например) – в центре документа.
- Суть дела, что излагается в деловой форме кратко и ясно.
- Должность, сигнатура и инициалы руководителя организации-отправителя (в центре нижней части).
- Данные об исполнителе – должность, инициалы, номер контактного (служебного) телефона (ниже предыдущей части).
Вот образец такой записки:
5 требований к форме докладной
Докладная записка не имеет строго обязательной формы, однако она является канцелярским сообщением, поэтому пишется в негласном формате, который имеет следующие обязательные элементы:
- Необходимая информация должна быть обязательно четко прописана.
- Грубые ошибки и пропуск важных данных недопустимы, иначе в дальнейшем докладная может быть признана недействительной.
- Эмоциональные оценки и личное отношение к описываемой ситуации обычно не приветствуется, так как не способствует принятию административного решения.
- При описании обстоятельств необходимо указывать все существенные детали ситуации. Несущественные мелочи можно не упоминать.
- В конце документа обязательно прописывается должность составителя и его ФИО.
Выше вы ознакомились с различными видами докладных, так что теперь намного лучше понимаете, как их составлять и что в них должно быть написано. Особенно это полезно знать служащим государственных учреждений, начальники которых обязываются писать докладные записки.