Что такое краундфандинговый проект и как его организовать?

В переводе с английского языка “краудфандинг” означает “народное финансирование”. Такие проекты организуют с различными целями, но важно отличать их от мошенничества. Существует множество удачных примеров такого способа финансирования и ряд отечественных и мировых площадок для его организации.

Общая характеристика понятия

В качестве термина краудфандинг появился в 2006 году, но на практике такой вариант финансирования применяется давно. Его относят к краудсорсингу.

Краудфандинг является коллективным финансированием. В его основе лежат добровольные взносы. Модель краудфандинга включает следующие составляющие:

  • Автор-инициатор. Именно от него исходит проект или идея, требующая финансирования.
  • Краудфандинговая платформа (площадка). Она представляет собой специализированный сайт, посредством которого анонсируют проект и осуществляют сбор средств. Нередко краудфандинг осуществляют через социальные сети и прочие веб-ресурсы.
  • Спонсоры. Их называют также бэкерами или донорами. Они необходимы для поддержки проекта. Вознаграждение спонсоров может быть как материальным, так и нематериальным. Доноры могут участвовать в проектах безвозмездно. Такой вариант обычно применим в благотворительных целях.

Крауфандинг стрелочка

Следует отличать краудфандинг и краудинвестинг. Основное различие этих видов финансирования в том, что при краудфандинге спонсоры не могут получить долю в бизнесе или прибыль от него.

Краудфандинг привлекает минимальным количеством посредников и максимально прозрачным и демократичным процессом. Со стороны спонсоров привлекательность такого финансирования заключается в широком выборе объектов и возможностью прямого участия в проектах.

Распространенные цели краудфандинга

Краудфандинг может использоваться с различными целями. Выделяют несколько наиболее распространенных направлений этого вида финансирования:

  • лечение, в том числе операции;
  • благотворительная помощь конкретному человеку или группе людей;
  • творчество, культура, спорт, искусство;
  • волонтерство;
  • политические кампании;
  • благоустройство конкретной территории.

К краудфандингу часто относят краудинвестинг, когда проект спонсируется ради получения в дальнейшем прибыли. Целью финансирования в таком случае часто выступают стартапы.

Как организовать краудфандинг?

Для получения необходимого финансирования важно правильно организовать весь процесс. Для этого стоит придерживаться следующего алгоритма:

  1. Составить проект. Важно сделать грамотное текстовое описание, приложить по необходимости демонстрационные материалы. Вся информация должна быть изложена максимально просто и доступно.
  2. Создать видеообращение. Оно станет своеобразной визитной карточкой. Для видеообращения важно подготовить грамотный текст, обеспечить хорошее качество изображения и звука. Обращение должно быть коротким, но емким. Эффективнее использовать различные картинки.
  3. Установить необходимую для конкретного проекта сумму. Важно учесть при этом вознаграждение спонсорам, комиссию крауд-платформы, если сбор средств будет осуществляться таким способом.
  4. Определиться с вознаграждением. Спонсоров необходимо заинтересовать в проекте. Вознаграждение нужно ориентировать на цель финансирования. Эффективно создавать многоступенчатую систему вознаграждений, когда их сумма, объем или значимость возрастает пропорционально внесенной сумме.
  5. Продвижение проекта. Важно заинтересовать в нем максимальное количество потенциальных спонсоров. Эффективно представлять данные статистики, делать анонсы мероприятий и лотов для вознаграждения. По возможности стоит привлечь известных людей.
  6. Обратная связь. Стоит поблагодарить всех участников проекта и спонсоров. Если возникают проблемы со сроками реализации проекта или осуществления награждения бэкеров, то следует своевременно их об этом оповестить. Это важно для доверия, так как возможно дальнейшее сотрудничество со спонсорами.

Важный момент в организации краудфандинга – выбор площадки для него. Социальные сети подходят для небольших проектов или благотворительности, но для серьезного финансирования следует обратиться к специальным платформам.

Краундфандинг

При выборе крауд-площадки следует учитывать количество успешных проектов в ней и общую сумму сборов. Многие платформы предлагают комплекс услуг, включающий обучение авторов основам краудфандинга, пиар, логистику, привлечение сторонних сервисов с целью рекламы и распространения информации.

При необходимости достаточно крупного финансирования следует задуматься о создании собственного сайта. Его наличие обеспечивает более серьезное отношение к автору и служит показателем его заинтересованности в своем деле.

Отечественные и мировые площадки для организации краудфандинга

Организовать краудфандинг можно через различные площадки. Следует выделить несколько наиболее популярных платформ для организации такого финансирования:

Kickstarter

Сервер платформы расположен в США. Пользоваться этой крауд-площадкой могут только резиденты США, Канады и Великобритании. Автор проекта обязательно указывает необходимую ему сумму и срок, в который ее нужно собрать. Если требуемая сумма к указанному сроку не собрана, то средства возвращаются донорам.

IndieGoGo

Эта американская платформа имеет мировой масштаб. В отличие от Kickstarter, эта площадка не возвращает спонсорам средства, если они не были собраны к определенному сроку, а увеличивает комиссию с 4% до 9%.

Boomstarter

Российская площадка и аналог платформы Kickstarter. Если инициатор не собирает нужную сумму к установленному сроку, то средства возвращаются бэкерам.

Planeta.ru

Является российской платформой, крупнейшей в Рунете. Для сбора денег дается максимум 100 дней. Автор может получить деньги, если собрано больше половины суммы и ее достаточно для достижения поставленной цели. Проекты с благотворительными целями могут быть бессрочными.

MaeSens

Белорусская платформа, предназначенная в основном для социальных и благотворительных проектов. Площадка является своеобразным аукционом, где лотом служит встреча с пользователем (одним или несколькими). Именно он выбирает проект, который будет поддерживать.

Краундфандинг

Удачные примеры краудфандинговых продуктов

Краудфандинг достаточно распространен во всем мире. Есть множество удачных примеров такого финансирования:

  • Самым кассовым проектом платформы Kickstarter стал сбор средств на создание наручных часов Pebble. Проект собрал более 10 миллионов долларов.
  • Одним из крупных проектов в сфере политики было финансирование президентской кампании Барака Обамы. Только на предварительном этапе было собрано более 250 миллионов долларов.
  • Еще один яркий пример – Стивен Кинг. Он выложил в Интернет первую главу книги, за прочтение которой пользователям предлагалось добровольно перечислить один доллар. Этот проект собрал 2 миллиона долларов.
  • Предприниматели в Костромской области благодаря краудфандингу смогли восстановить аварийный мост. Для этого понадобилось 300 тысяч рублей и материалы, собранные на безвозмездной основе. Власти рассчитали, что официально на эти работы пришлось бы потратить более 13 миллионов рублей.
  • Краудфандинг нередко используется в шуточной форме, но даже такие проекты бывают успешными. Например, Заком Брауном на приготовление картофельного салата было собрано более 50 тысяч долларов.

Как отличить краудфандинг от мошенничества?

Краудфандинг позволяет финансировать различные проекты. Спонсорам важно знать, что они направляют свои средства на реальные цели, а не мошенникам. Даже крупнейшие крауд-платформы не исключают мошенничества, а продвигаемые через социальные сети проекты и вовсе не дают никаких гарантий.

Есть несколько важных моментов для отличия краудфандинга от обмана:

  • Проверка документации и тщательное изучение предоставленных данных. Мошенники часто не утруждают себя лишними деталями и предоставляют минимум информации. В зависимости от особенностей проекта, автор может предоставить данные в виде текста и различного демонстрационного материала. Наличие такой информации важно. Если проект предложен юридическим лицом, то следует проверить подлинность юридического адреса и направление деятельности компании.
  • Реальные сроки исполнения. Мошенники часто обещают практически мгновенную реализацию проекта. Серьезные идеи требуют больше времени, и спонсоры это понимают.
  • Оценка перспективности. Важно оценить реальность претворения проекта в жизнь. Чтобы удостоверится в этом, можно обратиться с определенными вопросами к автору. Мошенники на контакт идут редко.
  • Формулировка. Авторы заинтересованы в реализации своих проектов, потому стараются описывать их максимально понятным языком. Мошенники же часто предпочитают запутывать людей обилием терминов.

Особенно часто встречаются мошенники в сфере сбора средств на благотворительность. Следует внимательно проверять предоставленные данные. По возможности следует связаться с лечащим врачом для подтверждения информации.

Видео мастер-класс по краудфандингу

Смотрите видео от эксперта о преимуществах, перспективах и главных правилах создания краундфандингового проекта:

Посредством краудфандинга можно обеспечить финансирование различных проектов. Важно грамотно организовать процесс, чтобы привлечь как можно больше спонсоров. Для организации финансирования можно пользоваться крауд-платформами. Есть множество успешных проектов, осуществленных таким способом.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *