Торговая марка помогает защитить свои товары и услуги от конкурентов. Ее документальная защита – одно из важнейших условий устойчивости бизнеса, ведь именно она обеспечивает узнаваемость товара или услуги, а также позволяет в дальнейшем выгодно продавать не только свои товары, но и права на них.
Определение понятия
Товарная марка или знак – это обозначение определенного бренда, которое повышает узнаваемость оказываемых компаний услуг, производимых товаров.
Он может выглядеть как:
- Словесное обозначение, состоящее как из слов, так и из знаков различных алфавитов, цифр;
- Рисунок, как цветной, так и черно-белый;
- Комбинация изображений и словестных обозначений.
Товарная марка должна быть яркой, узнаваемой и, главное, не нарушать право собственности. В связи с этим, торговой маркой не могут быть:
- символы государственности;
- отличительные знаки государственных организаций;
- печати;
- награды;
- уже используемые марки или схожие с ними прототипы;
- общепринятые слова и категории для обозначения понятий.
К примеру, нельзя использовать для названия торговой марки слово «Крупа» или место ее производства — «Архангельск». Запрещается брать за основу и слегка видоизменять существующие марки в данной категории.
МКТУ и его роль
Начальный этап регистрации знака подразумевает проверку в каталогах МКТУ – международной классификации товаров и услуг. Это стандартный список, который содержит 45 классов. В нем выделяют две большие группы: 34 категории – товары, начиная с 35 и заканчивая 45 – услуги.
При регистрации вы должны разработать собственный дизайн знака и решить, для каких именно услуг согласно МКТУ он применяется. После этого проверить наличие копий или схожих элементов в каталогах в данной классификации и только затем приступать к регистрации товарного знака.
Товарный знак регистрируется только для указанных вами категорий. К примеру, вы решили выпустить собственную одежду и оформили на нее товарный знак «Бусинка» в классе 25 – одежда. Кто-то другой решил использовать обозначение «Бусинка» для продуктов детского питания. В таком случае, он имеет полное право зарегистрировать его в классах 29 и 30. При этом авторские права нарушены не будут.
Порядок регистрации в России
Представим, у вас уже есть разработанный товарный знак, и вы хотите его зарегистрировать. Наиболее простой способ регистрации – обращение в патентное бюро, где специалисты проверят знак, подадут заявку на его регистрацию и уладят все возникшие вопросы. Но зарегистрировать товарный знак можно и самостоятельно.
Для начала необходимо осуществить патентный поиск знака. Для этого можно обратиться в Роспатент. На этом этапе проверяется наличие схожих знаков в выбранной вами категории. Вы можете осуществить поиск и самостоятельно на сайте ФИПС. Это весьма важный пункт, после подачи бумаг и оплаты, внесенные вами средства возвращены не будут даже в случае отказа комиссии.
После того удостоверились в уникальности, можете начинать регистрацию. Для начала подайте заявку, к которой прилагается:
- заявление;
- данные о знаке – графическая модель и ее описание;
- список классов МКТУ для вашего знака;
- квитанция об оплате патентной пошлины.
Данные документы необходимо предоставить в ФИПС – Федеральный институт промышленной собственности, который находится в Москве. Сделать это можно несколькими способами:
- на приеме в ФИПС;
- по почте;
- по факсу;
- через сайт ФИПС.
Формальная экспертиза, которая проходит в течение месяца. Если у комиссии будет недостаточно данных для принятия решения, вас уведомят об этом и попросят предоставить дополнительную информацию. В течение 3 месяцев вы должны дать ответ.
Остается дождаться экспертизы знака по существу, основной этап которого длится около 12 месяцев. Затем можно получить свидетельства о регистрации знака при принятии положительного решения комиссией.
Стоимость экспертизы
Изначально проводится поиск по словестному обозначению. Цена зависит от срока выполнения:
- Месяц – 4 720 рублей основная категория, каждая дополнительная – 1 180.
- Две недели – 9 440 рублей, каждая дополнительная категория – 2 360 рублей.
- Неделя – 14 160 рублей, за каждую дополнительную категорию – 3 540 рублей.
Госпошлина за регистрацию заявки – 2 700 рублей. За проведение экспертизы необходимо заплатить 11 500 за один класс. Дополнительная проверка по классу – 2 050 рублей.
Регистрация в Украине
В целом, процедура регистрации в Украине мало чем отличается от регистрации в России. Но все же есть кое-какие нюансы.
В первую очередь, необходимо проверить схожесть товарной марки с уже существующими. Ориентироваться необходимо на классы МКТУ. Проверить можно с помощью сайта ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности». Для этого необходимо четко разбираться в классификации и понимать понятие однородности. Можно также заказать проверку в «Украинском центре инноватики и патентно-информационных услуг». Есть еще один альтернативный вариант – обратиться к специалистам в области интеллектуального права.
Стоимость услуги обойдется от 720 до 1440 гривен за поиск в одном классе МКТУ и от 144 до 288 гривен за поиск в каждом последующем.
После проверки и принятия решения о регистрации, необходимо подать заявку в ГП УИИС. Сделать это можно как лично, так и с помощью почты. Находится она по адресу г. Киев, ул. Глазунова, 1. Индекс – 01601. К заявлению прикрепляются:
- графическая модель знака, размером 8х8, печатный и электронный варианты. При этом цветная модель предусматривает 10 экземпляров, черно-белая – 5.
- список выбранных товаров и услуг согласно МКТУ.
- данные о заявителе – название и адрес компании или же данные физического лица – Ф.И.О., адрес. Излагаются на государственном языке.
После подачи заявки у отправителя есть 2 месяца для оплаты государственного сбора за подачу заявления. Минимальная стоимость подачи заявления составляет 1000 грн. Дополнительно оплачивается регистрация в других классах «Международной классификации товаров и услуг», использование в марке названия или символов государственности, сбор за публикацию о выдаче свидетельства на товарный знак за класс, пошлина за выдачу бумаг на знак.
После оплаты заявки приходит уведомление от ГП УИИС с присвоением даты подачи заявки. После прохождения экспертизы могут быть внесены требования об изменении знака, дополнительных данных по заявке. Вы можете подать их в течение 2-хмесяцев.
После формальной проверки проводится экспертиза, которая позволяет обнаружить наличие тождественных и схожих знаков. После чего выдается решение о регистрации марки.
В течение 3-х месяцев необходимо оплатить государственный сбор за публикацию сведений о регистрации торговой марки в размере 150 гривен для черно-белых знаков и госпошлину за выдачу свидетельства – 85 гривен. После этого необходимо отправить оригиналы квитанций в ГП УИИС.
Ускорить процесс можно с помощью дополнительного государственного сбора в размере 4020 грн. В таком случае срок регистрации можно сократить от 4 месяцев.
Продление срока действия обойдется в 3000 грн.
Выход на международный рынок
Торговая марка действует только в той стране, где она была зарегистрирована. Для ее действия в других странах можно:
- Самостоятельно зарегистрировать ее в каждой выбранной вами стране.
- Воспользоваться Мадридской системой.
Причем второй вариант – наиболее приемлемый. Заявка подается на основании базовой регистрации товарного знака в России. При этом к ней прилагается:
- свидетельство о регистрации знака;
- список стран, в которых вы планируете зарегистрировать марку;
- категории МКТУ.
Подается заявка в Роспатент, который затем обрабатывает ее и отправляет в Международное бюро ВОИС. В целом, схема регистрации товарного знака по данной системе ничем не отличается от регистрации в России или Украине.
Государственная пошлина и оплата прочих услуг производится непосредственно на счет ВОИС. Кроме того, страны также выставляют счет за регистрацию товарного знака на территории их государства.
Сроки
Сколько необходимо ждать с момента подачи заявления до получения бумаг на знак? В среднем от 12 до 15 месяцев. Действует полученное свидетельство 10 лет, после чего необходимо продление. Заявка на продление подается за 6 месяцев до даты окончания свидетельства.
Как зарегистрировать товарный знак? (видео)
Ознакомьтесь с основными положениями по регистрации товарного знака с помощью данной видеолекции. Из нее вы узнаете, как правильно подготовить заявку, что именно следует в ней указать, а также из каких этапов состоит регистрация товарного знака.
Регистрация торгового знака – дело длительное. В среднем, для получения сертификата нужно ждать около 1-1,5 лет. Зарегистрировать знак можно как самостоятельно, так и наняв патентных поверенных.