С чего начать аптечный бизнес?

Аптечный бизнес является одним из самых успешных. Ухудшение экологии, содержание вредных веществ в продуктах питания, неграмотное медицинское обслуживание и другие факторы приводят человека в аптеку. Забота других о здоровье приносит приличный доход владельцу.

Особенности аптечного бизнеса

Недостатки:

  • Необходимость большого первоначального капитала. Крупное вложение связано с большими затратами на аренду и отделку помещения, оборудование, сбор документации и необходимых справок.
  • Персонал аптеки должен иметь образование фармацевтов.
  • Низкая прибыльность в первое время и спад спроса в летний сезон.
  • Стоимость многих препаратов находится под контролем государства.

Открытие аптеки

Преимущества продажи медицинских препаратов:

  • большой спрос – главное преимущество данного бизнеса;
  • возможность предложить клиенту сопутствующий товар (термометры, глюкометры, тонометры и пр.);
  • возможность продавать немедицинские препараты (витамины, биологические пищевые добавки);
  • хорошие бонусы при работе с мерчендайзерами.

Преимущества и недостатки деятельности зависят от вида заведения: аптека, аптечный пункт или киоск. К каждому виду имеются свои требования к помещению, выдается соответствующая лицензия на право деятельности. Так, аптечный киоск не имеет права на продажу рецептурных препаратов. Это значительно сокращает прибыльность данного бизнеса. Но и нормативных требований меньше, например, нет необходимости в складском помещении.

Самым выгодным вариантом обычно является аптечный пункт. Его окупаемость при удачно выбранном расположении составляет чуть больше полугода. Но аптечный пункт представляет собой структурное подразделение, активировать его можно только после открытия аптеки, требования к которой значительно выше.

С чего начать?

Аптечный бизнес запустить непросто. Для руководства аптекой требуется высшее образование по специальности «фармацевт» или диплом провизора. Опыт работы тоже имеет значение – 3 года для провизора и 5 лет при фармацевтическом образовании. При отсутствии такового стать руководителем аптечного бизнеса невозможно (или нужно искать наёмного директора).

Капитал

Минимальный вклад при открытии небольшой аптеки с необходимым оборудованием составляет 1,5-2 миллиона рублей. Этой суммы хватит, чтобы закупить оборудование и товар, оформить документы и оплатить аренду. Первые полгода работы новой аптеки считаются критичным сроком в отношении прибыльности. Далее бизнес выходит на стабильную точку рентабельности.

Сумма первоначальных вложений, в основном, зависит от региона. Открытие аптеки в столице требует больших затрат (на аренду помещения и т.д.), поэтому вышеуказанного минимума здесь будет недостаточно.

Документы

Чтобы открыть аптеку, нужно подготовить пакет бумаг:

  • санпаспорт помещения из санэпидемстанции;
  • справку из пожарной инспекции;
  • лицензию, которая позволяет продавать медицинские препараты;
  • постановление на учет в налоговой.

Открытие аптеки по франшизе

Франшиза – простейший способ начать аптечный бизнес. Партнерская работа с крупной сетью аптек часто осуществляется по договору франчайзинга. В договоре устанавливают необходимые правила (площадь помещения, виды услуг, особенности в работе), которые следует соблюдать.

Открытие аптеки

Преимущества работы аптеки по франшизе:

  • работа под раскрученным брендом, расход на рекламу будет минимальным;
  • содействие сети в получении разрешения на деятельность, обучение в бизнесе;
  • сотрудчничество с надежными поставщиками;
  • конкурентоспособная стоимость препаратов.

Для работы по франшизе нужно зарегистрироваться как физическое лицо (ИП) или хозяйственное общество (ООО). В получении лицензии на продажу лекарств по договору франчайзинга осуществляется помощь сети.

Перед тем, как сделать выбор, соберите подробную информацию о сетях, сравните условия договоров, популярность и выгодность коммерческой концессии.

Регистрация аптечного бизнеса

При наличии фармацевтического образования можно зарегистрировать бизнес как индивидуальное предпринимательство (ИП). При отсутствии диплома нужно регистрировать бизнес как ООО и принять в штат руководителя с наличием должного образования.

Для начала деятельности необходимо получить заключения от Роспотребнадзора (надзор защиты потребительских прав человека) и Госпожнадзора (государственный пожарный надзор).

Для получения справки из СЭС нужно предоставить такие документы:

  • удостоверение личности и заявление;
  • документ регистрации деятельности (ИП, ООО);
  • ИНН, справка из ЕГРН;
  • договор об аренде помещения или документ, подтверждающий право собственности;
  • договора на дезинфекционную уборку помещения, утилизацию мусора и люминесцентных ламп;
  • медкнижки персонала, договор на своевременный медосмотр;
  • план производственного контроля;
  • санпаспорт помещения;
  • замеры температуры, освещения в будущей аптеке.

Для получения заключения из пожарного надзора потребуются:

  • документы учредителя;
  • справка из пожарной инспекции о том, что помещение соответствует всем положенным нормам.

Получение лицензии

Самый сложный этап, связанный с оформлением аптечного бизнеса, – лицензирование в Росздравнадзоре. Длительность процедуры обычно составляет 1,5 месяца.

Для получения лицензии нужно заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора, а также:

  • сертификаты и дипломы об образовании работников и руководителя;
  • все учредительные документы;
  • документ об оплате госпошлины;
  • заявление на получение лицензии.

Копии документов должны быть заверены нотариусом или же предоставлены с оригиналами.

Собственным опытом и некоторыми тонкостями в открытии аптечного бизнеса делится в видеоблоге специалист известной аптеки:

Помещение для аптеки

Выбрать помещение в торговом центре, ближе к метро или в отдаленном от центра районе – решение предпринимателя. Стоит учитывать, что большинство покупателей предпочитают посещать аптеку, которая находится ближе к дому, даже если стоимость препаратов немного выше. Поэтому важно, чтобы помещение находилось в густонаселенном районе и, желательно, чтобы поблизости не было конкурентов.

Требования к помещению для аптеки:

  1. Оптимальная площадь – 75 м2. 60 из них будут использованы в качестве торгового зала, 15 – в качестве склада для хранения лекарств и подсобной комнаты для сотрудников. Не лишним будет также отдельный кабинет площадью в несколько квадратов для бухгалтера и руководителя.
  2. Оборудование сигнализацией (пожарной, охранной, светозвуковой).
  3. Наличие измерителя параметров воздуха в помещении для хранения препаратов.
  4. Вентиляция.
  5. Ремонт помещения – отделка стен и пола в аптеке должна быть влагоустойчивой, позволяющей частую влажную уборку и дезинфекцию. Для отделки пола специалисты советуют выбрать неглазурованную керамическую плитку. Можно использовать линолеум, но швы придется заварить.
  6. В местах стыка стен с потолком и полом не должно быть карнизов, углублений и выступов.

Полный перечень требований к ремонту предоставлен в отраслевом стандарте.

Оборудование

Для получения лицензии и старта работы аптеки требуется следующее оборудование:

  • стеллажи, витрины и прилавки;
  • закрытые шкафы с дверцами;
  • холодильные камеры для хранения препаратов при низкой температуре;
  • сейф для медицинских средств, запрещенных к свободной продаже;
  • кассовый аппарат, компьютер;
  • стол и стулья для подсобного помещения и кабинета руководителя.

Выкладка аптечного товара возможна как в открытой (на стеллажах), так и в закрытой форме (за прилавком). Открытая форма продажи удобна при большом ежедневном потоке покупателей.

Программное обеспечение

Для автоматического контроля запаса товара, его срока годности, приема и реализации необходимо установить соответствующее программное обеспечение. С помощью подобной системы можно легко вести учёт товарных запасов, что способствует своевременному пополнению ассортимента.

Ассортимент аптеки

Товарный запас новой аптеки составляет около 2,5 тысячи наименований. Для старта аптечного пункта достаточно 1,5 тысячи. Составлять ассортимент лекарственных средств и сопутствующих товаров может только опытный провизор.

Для постоянного пополнения товарного запаса лучше составить договора с несколькими поставщиками. Хорошие скидки получают, в основном, сети аптек. Поэтому новичку в данном бизнесе лучше договориться с ближайшими аптеками об общих оптовых закупках, это будет более выгодным решением.

Обустроив дополнительное отделение для размещения немедицинских средств (косметика, специализированное питание, БАДы, средства для гигиены и прочее), можно значительно увеличить доход.

Персонал

Провизор – самый важный член штата аптеки. Именно он будет заниматься составлением ассортимента, установлением цен на препараты.

Фармацевты – несколько работников для консультации и отпуска медикаментов. Каждые 5 лет они должны проходить курсы повышения квалификации.

Персонал аптеки

Также потребуются бухгалтер и санитарка для уборки помещения.

Налаженная работа коллектива очень важна для высокого качества сервиса. Благоприятные условия, система поощрительных премий могут благотворно повлиять на обстановку.

Продвижение аптеки

Рекламу аптеки можно разместить в средствах массовой информации. Можно развесить по городу рекламные афиши. Но когда открывается только один аптечный магазин, а не сеть, реклама мало способна повлиять на прибыльность бизнеса.

Результаты может дать реклама, которая рассчитана на местных жителей. Если аптека открыта в поселке или отдаленном от центра районе, целесообразно развесить специальные указатели, которые приведут к магазину. В дополнение можно разослать рекламные листовки почтой.

Пример финансового расчета, ожидаемая прибыль

Рентабельность аптеки зависит от таких факторов:

  • расположение торговой точки;
  • отсутствие конкурентов вблизи;
  • оптовая стоимость препаратов;
  • размер платы за аренду помещения;
  • формат аптеки (аптечный киоск, пункт, магазин);
  • ассортимент.

В среднем, аптечный бизнес окупается за 6-12 месяцев. Рентабельность составляет 10%. Наценка на препараты и медицинские приборы – от 20% до 40%.

Примерный финансовый план:

  • аренда за 2 месяца – 100-200 тыс. руб.;
  • ремонт, отделка помещения – 175 тыс. руб.;
  • закупка оборудования – 500 тыс. руб.;
  • документация, налоги – 25 тыс. руб.;
  • реклама – 100 тыс. руб.;
  • закупка товарного запаса – 700 тыс. руб.;
  • зарплата сотрудников – 60 тыс. руб.;
  • прочие расходы – 30 тыс. руб.

Итого: 1,790,000 – стартовый капитал для открытия аптеки.

Ежемесячная прибыль небольшой аптеки – 175 тысяч рублей.

Окупаемость – 12-13 месяцев.

Высокую прибыль приносит сеть аптек, где можно установить более низкие цены и внедрить дисконтную систему.

Аптечный бизнес всегда будет выгодным и активно растущим. Этот вид получения прибыли эффективен, даже учитывая долгий срок окупаемости и размер, вложенных в него средств. Главное – с ответственностью подойти к каждому шагу в процессе развития деятельности.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *