Сущность чистой прибыли и ее правильный расчет

Истинной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли. Только ее положительный результат может свидетельствовать о том, что предприятие успешно растет и развивается. Именно поэтому важно уметь правильно рассчитывать чистую прибыль.

Что такое чистая прибыль

Чистая прибыль считается основой, подразумевающей перспективное развитие фирмы. Она отражает финансовое состояние фирмы, ее конкурентность, платежеспособность. Чистая прибыль – это итоговая часть дохода, которая осталась после всех вычетов: на налоги, зарплаты, закупку оборудования, аренду и прочих затрат.

Благодаря результатам чистой прибыли появляется возможность оценить состояние организации, узнать, насколько можно повысить/понизить товарооборот, сколько можно вложить денежных средств на дальнейшее развитие предприятия.

Что такое чистая прибыль

Важно! Если организация имеет большие долги, то рассчитанная чистая прибыль будет считаться убытком, который отразит, в какой мере можно покрыть имеющийся долг перед кредитором.

Чистая прибыль и ее расчет (видео)

Что такое прибыль и как ее рассчитать. Экономист подробно раскрывает сущность чистой прибыли, ее структуру и образование. Рассмотрена формула и ее составляющие.

Как правильно рассчитать чистую прибыль

Для того чтобы узнать чистую прибыль, не нужно заморачиваться в сложных формулах и расчетах. На самом деле все куда проще, чем кажется. Условно говоря, чтобы узнать чистую прибыль, необходимо сложить отдельно все доходы и расходы, далее из суммы дохода вычесть сумму расходов. От получившейся суммы вычесть налог. Вот вам и чистая прибыль.

Разберем простой пример.

Например, вы решили стать ИП и продавать через интернет ноутбуки. За 3 месяца работы сложился такой финансовый результат:

Доходы
Доходы от продажи ноутбуков480.000
Итого:480.000
Расходы
Закупка ноутбуков250.000
Создание и обслуживание сайта50.000
Реклама товара (сайта)50.000
Прочие расходы (возврат бракованной продукции, скидки, ремонт компьютера)50.000
Итого:400.000

Теперь считаем:

480000 (доход) – 400000 (расход) – налоговый % = Чистая Прибыль

В данном расчете все просто и ничего сложного нет. По результатам можно понять, что ИП остался в плюсе и имеет доход, который может потратить на собственные нужды или вложить их в развитие своего интернет магазина.

Но с крупными организациями и предприятиями рассчитать такой вид прибыли куда сложнее. Необходимо в первую очередь рассчитать составные доходов и расходов, а уж потом искать ЧП (чистую прибыль).

Есть несколько вариантов формул по расчету чистой прибыли. На вид они разные, но смысл и результат остается тот же – необходимо сложить отдельно все доходы и расходы, далее из суммы дохода вычесть сумму расходов, от получившейся суммы вычесть налог.

Основная (развернутая) формула:

ЧП = ФП + ОП + ВП — Н, где

ЧП – чистая прибыль;

ФП – финансовая прибыль. Рассчитывается так:  (финансовые доходы минус финансовые расходы);

ОП – операционная прибыль. Рассчитывается так: (операционные доходы минус операционные расходы);

ВП – валовая прибыль. Рассчитать ее можно так: ВП= (доход с продаж – затраты (себестоимость));

Н – налоговый процент (согласно закону).

Для примера рассмотрим ситуацию:

Фирма «Моя компания» расчет чистой прибыли за 2016 год:

Реализация (продажа) продукции2450000
Себестоимость продукции1256000
Сдача в аренду складского помещения300000
Финансовые вложения10000
Доходы с финансовых вложений в ценные бумаги260000
Прочие затраты200000

Расчет валовой прибыли на основе данных таблицы:

2450000-1256000=1194000

Финансовая прибыль у нас равна:

260000-10000=250000

Операционная прибыль:

300000-200000=100000

Налоги:

(250000+1194000)*20%=288800

Чистая прибыль:

250000+1194000-288800=1155200

Методы анализа чистой прибыли

Существует два эффективных метода анализа чистой прибыли.

Факторный анализ прибыли

Главная суть в данном анализе – выявить причины и их влияние на изменение прибыли в рублях. Они бывают внутренними и внешними.

К внешним факторам относятся:

  • обесценивание денег;
  • изменения в законах;
  • природные условия;
  • смена условий доставки сырья;
  • структура спроса;
  • транспортные тарифы;
  • увеличение тарифов на электроэнергию;
  • повышение цен на сырье;
  • состояние уровня конкуренции;
  • политические регулирования и отношения.

К внутренним факторам относятся:

  • сокращение/увеличение числа работников;
  • рост арендной платы;
  • изменение структуры выпуска продукции;
  • сокращение/рост продукции (или услуг);
  • изменение цен на продукцию;
  • объем налогов.

Факторы, влияющие на состояние прибыли:

  • цена (на товар или услугу);
  • себестоимость;
  • выручка от продаж;
  • коммерческие и управленческие расходы.

Этапы проведения ФА:

  1. Выбор основных факторов.
  2. Систематизация и классификация.
  3. Моделирование взаимосвязей.
  4. Расчет и оценка влияния всех факторов.

Факторный анализ можно произвести по следующей формуле:

∆ЧП = ∆В + ∆СС + ∆КР + ∆УР + ∆ПД + ∆ПР – ∆СНП, где

∆ — знак, означающий «изменение»;

ЧП – чистая прибыль;

В – выручка;

СС – себестоимость;

СНП – текущий налог на прибыль;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

ПД – прочие доходы;

ПР – прочие расходы.

Проведение статистического анализа прибыли

Основными задачами статистического анализа чистой прибыли можно считать:

  • Анализ структуры и исходного объема формирования прибыли.
  • Изучение финансовых отношений.
  • Оценка направлений использования денежных средств.
  • Анализ и динамика прибыли.
  • Исследование финансовой стабильности предприятия.
  • Анализ динамики общей суммы БП.
  • Индексный анализ влияния факторов на объем прибыли.
  • Анализ структуры БП.

Анализ рентабельности

Чтобы определить финансовое состояние организации и оценить ее прибыльность и окупаемость, необходимо произвести анализ рентабельности. Он отражает всю эффективность использования ресурсов предприятия: денежных, материальных, производственных и т.д.

На примере разберем анализ рентабельности вымышленного автосервиса ООО «Оптима-Сервис»:

 

Таблица 1 — Анализ состава и динамики прибыли ООО «Оптима-Сервис» за 2010-2012 гг.

№ п/пНаименование показателяЗначение показателяАбс. изменение
2010г.2011г.2012г.2010/ 20112011/ 2012
1Валовая прибыль97811019110913410722
2Коммерческие расходы264028543440214586
3Управленческие расходы
4Прибыль от продажи услуг (1-2-3)714173377473196136
5Проценты к получению
6Проценты к уплате808080
7Доходы от участия в других организациях
8Прочие операционные доходы
9Прочие операционные расходы9090
10Внереализационные доходы319452212133-240
11Внереализационные расходы12381526-23
12Прибыль до налогообложения (4+5-6+7+8-9+10-11)744876717500223-171
13Налоги из прибыли96899797529-22
14Чистая прибыль648066746525194-149

На основе исходных данных, представленных в таблице 2, проведем расчет рентабельности ООО «Оптима-Сервис» за 2010–2012 гг.

 

Таблица 2 — Исходные данные для расчета рентабельности ООО «Оптима-Сервис» за 2010–2012 гг.

№ п/пПоказательУсловное обозначениеЗначение
2010 г.2011 г.2012 г.
1Прибыль от реализации услуг, тыс. руб.Ппр97811019110913
2Себестоимость услуг, тыс. руб.З399474026141053
3Выручка от реализации услуг, тыс. руб.В497285045251966
4Балансовая прибыль, тыс. руб.БП744876717500
5Чистая прибыль, тыс. руб.ЧП648066746525
6Стоимость активов, тыс. руб.А11770,912924,7013122,2
7Стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.ВА11462,5411021,111366,1
8Величина собственного капитала, тыс. руб.КС150001500015000
9Величина перманентного капитала, тыс. руб.КП705058063190201

Таблица 3 — Расчет рентабельности ООО «Оптима-Сервис» за 2010-2012 гг.

№ п/пПоказатель рентабельностиМетодика расчётаРасчет рентабельности
2010 г.2011 г.2012 г.
123456
1Доходность услуг
1.1Рентабельность продаж, %Rn = Ппр/В9781*100/ 49728 =19,6710191*100/ 50452 =20,2010913*100/ 51966 =21,00
1.2Рентабельность услуг, %Rз = Ппр/З9781*100/ 39947 =24,4810191*100/ 40261 =25,3110913*100/ 41053 =26,58
2Доходность имущества
2.1Рентабельность всего капитала (активов), %Rа = БП/А7448*100/ 11770,9 =63,277671*100/ 12924,7 =59,357500*100/ 13122,2 =57,16
2.2Рентабельность основных средств ипроч. внеоборотных активов, %Rв = ЧП/ВА6480*100/ 11462,54 =56,536674*100/ 11021,1       = 60,566525*100/ 11366,1= 57,41
3Доходность капитала
3.1Рентабельность собственного капитала, %Rс = П/КС6480*100/ 15000 =43,206674*100/ 15000 =44,496525*100/ 15000        =43,50
3.2Рентабельность перманентного капитала, %Rn = БП/КП7448*100/ 70505 =10,567671*100/ 86310 =8,897500*100/ 92010        =8,15

Рассчитанные показатели рентабельности ООО «Оптима-Сервис» за 2010–2012 гг. в целях анализа сведем в таблицу 4.

Таблица 4 — Анализ рентабельности ООО «Оптима-Сервис» за 2010–2012 гг.

№п/пПоказатель рентабельностиЗначенияАбсолютные изменения
2010г2011г2012г2011/20102012/2010
1Доходность услуг
1.1Рентабельность продаж, %19,6220,1221,00+0,53+1,33
1.2Рентабельность услуг, %24,4825,3126,58+0,83+2,10
2Доходность имущества
2.1Рентабельность всего капитала (активов), %63,2759,3557,16-3,92-6,12
2.2Рентабельность осн-х ср-в и прочих внеобор. активов, %56,5360,5657,41+4,02+0,86
3Доходность капитала
3.1Рентабельность собственного капитала, %43,2044,4943,50+1,29+0,30
3.2Рентабельность перманентного капитала, %10,568,898,15-1,67-2,41

Исходя из результатов, мы видим, что в 2012 году в сравнении с 2010 годом наблюдается повышение рентабельности «Оптима-Сервис».

Обратите внимание: В расчетах важно учитывать каждую запятую и единицу. Иначе вы рискуете получить неверные результаты. Поэтому необходимо все расчеты перепроверить и пересчитать.

Рентабельность продаж

Рентабельность предприятия, расчеты (видео)

В представленном ниже видео специалист грамотно и доступным языком рассказывает о рентабельности предприятия и производит расчеты.

Распределение чистой прибыли

Порядок распределения прибыли регулируется уставом предприятия и делится согласно распределенным долям участников.

Для конкретного распределения чистой прибыли нужно в первую очередь организовать собрание участников предприятия, и только после принятия общего решения выплачивать денежные суммы каждому из участников.

Чистая прибыль

Если же участник только один (например, ИП), то он сам решает, куда и как будет реализовываться доход с чистой прибыли.

В следующих наших статья мы расскажем о других видах прибыли, а именно: бухгалтерской и маржинальной.

Показатель чистой прибыли помогает определить уровень доходности предприятия, эффективность и рентабельность за выбранный период времени (за месяц, квартал, год). Но он не может предсказать будущее состояние фирмы. Важно правильно выбрать стратегию развития предприятия, так как именно этот фактор значительно повлияет на уровень чистой прибыли.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *